В зависимости от способа определениеа с посетителями выделяют следующие формы самостоятельного обслуживания: с предварительной и дальнейшей оплатой за которые выбраны кушанья, с оплатой цене обеда после приема пищи.
При самообслуживании с предварительной оплатой посетители сначала знакомятся с ассортиментом блюд в меню, а далее приобретают на которые выбраны кушанья чеки или талоны в кассе, после чего направляются на раздачу для их получения. Предварительный определение цене кулинарных и прочих изделий помогает предприятию брать в расчет реализованную продукцию в кушаньях. Но при данный предприятия самостоятельного обслуживания пропускная способность раздачи ограничена в связи с тем, что раздатчики должны просматривать и сортировать чеки или талоны на кушанья, а посетители немного раз становиться в очередь (в кассе, на раздаточной, в буфете).
Более сделанным вариантом данной формы самостоятельного обслуживания представляет собой отпуск всесторонних обедов по заблаговременно которые приобретены абонементам или чекам за наличный расчет или по безналичному расчету. Заплатив стоимость рациона предварительно, потребители освобождают себя от каждодневных расчетов. Кроме того, они могут более лучше прогнозировать часть индивидуального бюджета, расходуемого на питание, а предприятие - выпуск кулинарных изделий по ассортименту и количеству. Кроме ускорения обслуживания реализация всесторонних типов питания предоставляет вероятность при составлении меню руководствоваться требованиями эффективного питания. Данная форма самостоятельного обслуживания используется при предприятия питания рабочих и служащих организаций, образовательных заведений, школ и др.
Самый большой эффект достигается при самообслуживании с дальнейшей оплатой за которые выбраны блюда, когда оплата осуществляется немедленно после получения блюд с раздачи; с данной целью в конце раздаточной линии устанавливают кассу. При этой форме самостоятельного обслуживания посетители не ограничены в выборе блюд, а раздатчики освобождены от разбора чеков, что помогает им сосредоточить свое внимание на отпуске продукции. В результате такого ускоряется механизм обслуживания посетителей, так как на получение и прием пищи затрачивается не более 25-30 мин, и существенно повышается пропускная способность торгового зала [7].