Данная тема выбрана мной в связи с тем, что она непосредственно связана с выбранной мной профессией. Актуальность темы  заключается в том, что реализация задач на местном уровне связана со многими проблемами как со стороны должностных лиц, так и со стороны граждан. В наше время граждане стали безразлично относиться к возникающим общественным проблемам. При этом муниципальные органы в лице их представителей не всегда обращаются к населению как к равноправному партнеру. Должностные лица и государственные органы местного самоуправления в большинстве случаев не содействуют населению в реализации институтов самой проблемы, а также не разъясняют им вопросы в непосредственном осуществлении местной власти. Исходя из всего перечисленного, можно говорить о том, что проблемы есть, но их полное осуществление порой невозможно, так как нет тесной связи между гражданами и органами местного самоуправления. В большинстве случаев население муниципальных образований не пользуется своим законным правом в осуществлении местного самоуправления. Одной из причин такой обстановки является то, что в основном наибольшая часть населения РФ живет в городских населенных пунктах и если сравнивать города с сельской местностью, в городах должным образом не развита самоорганизация, население в большинстве случаев предпочитает, чтобы их интересы защищались через депутатов и выборных лиц.

Меня очень заинтересовал данный вопрос, который требует детального рассмотрения. Исходя из проблем, можно сделать вывод, что в развитии местного самоуправления необходимо участие не только граждан, но и самих

работников муниципалитета. Если обе стороны будут  заинтересованы в проблемах общества, его развития и совершенствования, а население будет уверено в качестве реализации работы власти, то местное самоуправление в России выйдет на новый уровень становления гражданского общества и правового государства в целом. Таким образом, можно сказать о том, что местное самоуправление в России не совсем сформировалось как форма народовластия. Безусловно, есть свои плюсы и минусы. В Федеральном законе от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утратившим свою силу) более полно была оговорена данная тема, особенно в ст.9. На данный момент в Федеральном законе N 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что “федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление”. В законе установлена компетенция органов государственной власти в области местного самоуправления, где, в частности, к их полномочиям отнесено принятие федеральных и региональных программ развития местного самоуправления, раскрывается большое количество институтов непосредственной демократии, но их применение мало способствует развитию и становлению гражданского общества в целом.

Из этого следует, что органы государственной власти:

• обязаны участвовать в процессе становления и развития местного самоуправления,

• участие государства заключается в создании необходимых условий для становления и развития местного самоуправления и при этом

• одним из механизмов участия являются федеральные и региональные программы развития местного самоуправления.

В этой связи встает вопрос о степени участия государства в становлении и развитии местного самоуправления или о том, что понимать под необходимыми правовыми, организационными, материально-финансовыми условиями для становления и развития местного самоуправления, а также содействием населению в осуществлении права на местное самоуправление. Без ответа на эти вопросы и прояснения интереса государства в становлении и развитии местного самоуправления невозможно построить какой-либо конструктивной и обоснованной стратегии по реализации указанных норм Федерального закона.

Другими словами, прежде чем определять степень участия государства в процессе становления и развития местного самоуправления необходимо понять, зачем государству необходимо местное самоуправление, и в чем основная роль этого института власти по отношению к государству.

Что такое местное самоуправление

Местное самоуправление в России (МСУ) — форма самоорганизации местных сообществ, а также их самостоятельная деятельность, которая позволяет гражданам непосредственно или через представительные органы решать вопросы местного значения в границах муниципального образования исходя из интересов жителей с учётом исторических и иных местных традиций. В России местное самоуправление признается и гарантируется статьёй 12 главы 1 Конституции, составляет одну из основ конституционного строя и осуществляется на всей территории страны. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В главе 8 Конституции раскрываются основные принципы устройства и функционирования органов местного самоуправления, а также гарантируется защита прав местного самоуправления.

МСУ характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов. Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а их самостоятельность имеет под собой экономическую основу — местный бюджет, местные налоги (сборы) и муниципальная собственность. Суть МСУ заключается в том, что население, проживающее на определенной территории, самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Население также самостоятельно определяет структуру органов МСУ, которая закрепляется в Уставе муниципального образования депутатами представительного органа.

Государственные гарантии Местного самоуправления не исчерпываются созданием правовой базы местного самоуправления и правового механизма защиты прав местного самоуправления. Федеральный Закон определяет более широкие задачи государственной поддержки местного самоуправления, а именно создание необходимых правовых, организационных и материально - финансовых условий, необходимых для становления и развития местного самоуправления. Однако необходимо понимать, что вопрос о государственной поддержке местного самоуправления достаточно сложный и требует взвешенного подхода, поскольку грань между поддержкой государства и вмешательства государства в решение вопросов местного значения  очень тонка.

Немного истории

В Русском государстве существовал институт выборных земских старост и губных старост. В Российской империи развитию местного самоуправления положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 году были приняты новые положения, согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

После революции 1917 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов, которые не являлись постоянными органами. В основу организации власти был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. По Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией РСФСР 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно местными органами государственной власти и органами местного самоуправления. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991, 2001, 2003гг)) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.

В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.

Конституция РФ закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году.

В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», затем  к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу. Однако, по признанию Дмитрия Медведева, реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году: «Муниципалитеты — это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство»[1].

В местном самоуправлении  находят отражения исторические  и иные местные традиции. Это  проявляется, прежде всего, в  особенностях организации местного  самоуправления на территориях  компактного проживания национальных  групп и общностей, коренных  малочисленных народов, отличающихся  своеобразием своих исторических, культурных и иных местных  традиций, обычаев. Эти особенности  должны учитываться при правовом  регулировании организации местного  самоуправления.

Подытоживая сказанное, следует  подчеркнуть, что две стороны  общественного управления – самоуправленческие и государственнические начала – следуют  в общем русле изменений социально-экономических  и политических процессов, переплетаясь и синтезируясь в единый институционально-нормативный  комплекс публичной власти. Но при  этом механизм управления страной в  целом, ее региональными и местными (территориальными) самоуправляющимися единицами постоянно меняется, склоняясь  в сторону то централизации, то децентрализации  власти.

Роль местного самоуправления

Местное самоуправление является первым уровнем власти, который ближе и теснее всего соприкасается с людьми. Именно на местном уровне могут и должны быть выработаны и реализованы механизмы эффективного участия общественности в управлении территориями. Никакая другая система не способна выполнить задачу массового вовлечения граждан в процесс управления территориями.

Еще более значима роль местного самоуправления как механизма гражданского участия, способа активизации инициативы снизу. Отсюда не только возникает вероятность внедрения предложений местных жителей в социальную и политическую практику, но и формирования активной общественной среды.

Именно население муниципалитета в зависимости от своих политических взглядов, возникших общественных инициатив и социально-экономического развития муниципального образования формирует потребности, которые должны быть удовлетворены в местном самоуправлении. Такие потребности призваны удовлетворять различные общественные объединения, куда входят: глава муниципального образования представительный орган местного самоуправления, исполнительный орган местного самоуправления, а также территориальные объединения граждан. Все они составляют систему местного самоуправления, призванную решить различные функции (рис. 2).

Рис. 2 Механизм общественного участия в решении вопросов местного самоуправления.

В настоящий момент ресурсы местного самоуправления используются недостаточно. Эффективной работе местных властей мешает целый ряд препятствий, важнейшее из которых – слабая ресурсная база местного самоуправления, в первую очередь низкий уровень собственных доходов местных бюджетов. Поскольку межбюджетные отношения строятся на принципах выравнивания бюджетной обеспеченности, наибольшую финансовую поддержку получают наименее успешные муниципалитеты, что закрепляет иждивенческую позицию руководителей органов местного самоуправления.

Формы государственной поддержки местного самоуправления

Местное самоуправление – это  организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые  в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной  из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой  систему нормативных правовых актов  обеспечивающих эффективное регулирование  вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют: Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации; федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации; конституции, уставы, законы субъектов  Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных  образований, регулирующие вопросы  организации и деятельности местного самоуправления (Рис.1).

 

C:\Users\Огонек\Pictures\11.png

Рис.1 Формы государственной поддержки местного самоуправления

 

В 1995 году Правительством РФ была принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Эта программа в основном была выполнена. В 1999 году была утверждена вторая программа — Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Многие ее пункты также выполнены. В ряде субъектов Российской Федерации были приняты и реализуются региональные программы государственной поддержки местного самоуправления.

Организационная поддержка местного самоуправления осуществляется в основном в субъектах Российской Федерации и включает в себя консультирование, инструктирование, помощь в решении возникающих текущих проблем.

Методическая помощь включает в себя разработку модельных нормативных муниципальных актов, рекомендаций, методик и технологий.

Развивается государственная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления, в которой участвуют академии государственной службы и вузы, издается учебная и методическая литература.

Органы государственной власти оказывают содействие информационному обеспечению местного самоуправления, организуют поставку компьютерной техники и распространение необходимых программных продуктов. В ближайшие годы все органы местного самоуправления, включая сельские поселения, будут иметь выход в сеть Интернет.

Государственная поддержка местного самоуправления на федеральном уровне реализуется через систему федеральных органов, ведающих вопросами местного самоуправления. Основные вопросы государственной поддержки местного самоуправления возложены на Министерство юстиции РФ, вопросы развития муниципального сектора экономики — на Министерство экономического развития РФ, вопросы финансового обеспечения деятельности местного самоуправления — на Министерство финансов РФ. В палатах Федерального Собрания (Государственной Думе и Совете Федерации) имеются профильные комитеты по вопросам местного самоуправления. В 1990-х годах функционировал Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ, однако в дальнейшем его деятельность прекратилась. Указом Президента России от 2 ноября 2007 г. № 1451 образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления и утверждено положение о нем. В состав совета включены представители федеральных органов государственной власти, руководители субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В качестве основных задач совета определены:

1) подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений ее реализации;

2) рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований;

3) рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам местного самоуправления.

Для решения текущих вопросов деятельности совета формируется президиум совета, возглавляемый Председателем Правительства РФ. Обеспечение деятельности совета возложено на Администрацию Президента РФ.

Пути государственной поддержки МСУ

Сегодня есть три основных “канала” государственной поддержки местного самоуправления (на федеральном уровне):

· законодательная деятельность - сфера деятельности Правительства Российской Федерации (на стадии разработки) и Государственной Думы Российской Федерации;

· разработка и реализация федеральных целевых программ развития местного самоуправления (в рамках общей стратегии государственного строительства) - сфера деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

· разработка и реализация федеральных целевых программ социально-экономического развития муниципальных образований или их отдельных категорий (в рамках государственной региональной политики) - сфера деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Правовые основы

Государственной поддержкой местного самоуправления фактически занимается Государственная Дума, в последнее время проявляющая заметную активность. Эта работа, в основном, ведется в Комитете по вопросам местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации, став инициатором и основным разработчиком Федерального закона “Об общих принципах...”, после его принятия значительно снизило свою активность по развитию законодательства в сфере местного самоуправления. Переломным моментом в политике российского Правительства стало принятие постановления № 266 от 6 марта 1996 года “О некоторых мерах по реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, которое, по существу, так и не было выполнено.

Указанным постановлением предусматривалось принятие 10 федеральных законов (на стадии согласования количество законов, предусмотренных к разработке, доходило до 26%). В частности, первым пунктом этого постановления значилось принятие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах (май 1996 года). До настоящего времени этого закон так и не появился.

Федеральная целевая программа - “Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления” разработана и утверждена Правительством Российской Федерации (постановление № 1251 от 27 декабря 1995 года). Реализация этой программы стала первым этапом в системе мер государственной поддержки становления и развития местного самоуправления. Программа была рассчитана на 1996-1998 гг.

В соответствии с полномочиями федеральных органов государственной власти, в Федеральной программе предусмотрены следующие основные направления государственной поддержки местного самоуправления:

· формирование правовой основы местного самоуправления;

· формирование финансово-экономической основы местного самоуправления;

· организационно-методическая поддержка местного самоуправления и формирование системы государственного контроля над деятельностью местного самоуправления;

· информационная поддержка и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления;

· создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

В результате реализации отдельных направлений Федеральной программы начала формироваться целостная система учреждений, которые, в совокупности, по существу, представляют собой инфраструктуру государственной поддержки местного самоуправления. Основу этой инфраструктуры на сегодня составляют:

· информационный центр;

· научно-методический центр;

· редакционно-издательский центр.

Основной задачей складывающейся инфраструктуры государственной поддержки местного самоуправления является оказание организационной, методической и информационной поддержки местного самоуправления.

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации начался новый этап государственного строительства, одной из целей которого является децентрализация управления, с одновременным внедрением принципов самоуправления.

В результате, в России должна сформироваться новая структура публичной власти, которая представляет собой совокупность двух систем власти: государственной и местного самоуправления.

С точки зрения регионального развития, эти изменения в структуре публичной власти означают формирование новых субъектов регионального развития: органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, получивших права на формирование собственной политики развития.

Учитывая то, что “новые” субъекты регионального развития не находятся в административном подчинении, необходимо установление качественно новых отношений, основанных на принципах партнерства.

Одной из основных задач государственной региональной политики федерального уровня является согласование интересов “новых” субъектов региональной политики. Решение этой задачи связано с разработкой специальных институтов и процедур, обеспечивающих согласование федеральной региональной политики, региональных политик субъектов Федерации и муниципальных политик.

Особое внимание при разработке этого механизма согласования интересов должно быть уделено формированию системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Центральным звеном в механизме обеспечения согласования государственных интересов и интересов личности, местных сообществ и общества в целом должна явиться система местного самоуправления.

Реформа местных властей (становление местного самоуправления) в России не может рассчитывать на успех вне общей стратегии государственного строительства, т.е. должна стать ее неотъемлемой частью. Поэтому в настоящее время “узким местом” решения вопроса становления местного самоуправления в России является отсутствие ясной стратегии (идеологии, концепции) самого процесса государственного строительства.

Многие представители политической элиты считают, что такая стратегия есть, имея в виду основополагающие документы, такие как Конституция России, Федеральный закон “Об общих принципах ...” и др. В настоящем контексте, по сути, речь идет о концепции программы перехода от нынешнего состояния к состоянию, при котором Конституция России будет реализована в полном объеме (хотя бы на уровне прямых ее требований).

Некоторые конкретные черты этой стратегии формируются в результате предшествующего опыта “проб и ошибок”. В частности, представляется, что основным стержнем политики государственного строительства должно стать реальное, а не декларативное обеспечение гарантий местного самоуправления. Представляется, что наиболее эффективной мерой по обеспечению гарантий местного самоуправления должно стать обеспечение участия представителей муниципальных образований (органов местного самоуправления) в процессе разработки и принятия решений органами государственной власти.

Сотрудничество государственных и муниципальных властей, а особенно действия органов государственной власти в сфере местного самоуправления должно иметь плановый и прогнозируемый характер. Такая возможность предоставляется действующим федеральным законодательством, разрешающим принимать федеральные и региональные программы развития и поддержки местного самоуправления.

Государственная поддержка местного самоуправления

Без постоянной поддержки со стороны государства органы местного самоуправления не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности. Более того, государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно закрепленной обязанностью органов государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления – это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:

а) издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;

б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;

в) информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);

г) оказание методической поддержки;

д) рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам государственной власти, принятие мер по их удовлетворению;

е) участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);

ж) принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;

з) подготовка кадров муниципальных служащих;

и) оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;

к) предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;

л) временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.

Программа государственной поддержки местного самоуправления

В целях реализации государственной политики в области местного самоуправления 15 декабря 1999 г. была принята Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Было предусмотрено два этапа исполнения программы государственной поддержки местного самоуправления:

1) 2000 – 2002 г: создание базовых условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;

2) 2002 – 2014 г.: выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое развитие муниципалитетов и общий социально-экономический подъем муниципальных образований.

Программа государственной поддержки местного самоуправления состояла из следующих разделов:

1) содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения;

2) основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы;

3) мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления;

4) основные направления и механизмы реализации Программы;

5) ресурсное обеспечение Программы;

6) организация исполнения Программы и контроль за ходом ее реализации;

7) оценка эффективности реализации Программы.

В Программе были определены две основные цели:

Во-первых, формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;

Во-вторых, содействие эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления.

Для достижения данных целей сформулированы следующие задачи:

а) совершенствование территориальной и структурной организации местного самоуправления;

б) выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

в) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований (доработка налогового законодательства, совершенствование межбюджетных отношений, решение вопроса о муниципальной собственности на землю, развитие системы подготовки и переподготовки кадров для финансовых органов местного самоуправления);

г) совершенствование нормативно-правовой основы местного самоуправления;

д) выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

В качестве основных исполнителей программы государственной поддержки местного самоуправления определены министерства, службы, агентства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также ассоциации и союзы муниципальных образований.

Программа государственной поддержки местного самоуправления предусматривает следующие основные направления:

1) совершенствование правовой основы местного самоуправления;

2) обеспечение исполнения законодательства о местном самоуправлении;

3) создание условий для финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления;

4) создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;

5) завершение создания и обеспечения функционирования системы научно-методической поддержки развития муниципальных образований;

6) завершение создания и обеспечения функционирования системы информационной поддержки развития муниципальных образований;

7) совершенствование и обеспечение функционирования системы подготовки и переподготовки кадров;

8) организационная поддержка муниципальных образований.

Финансирование программы государственной поддержки местного самоуправления осуществляется из средств федерального бюджета и, по согласованию, из средств бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов и средств союзов и ассоциаций муниципальных образований.

В целях стимулирования развития местного самоуправления на своей территории субъекты РФ принимают собственные программы государственной поддержки. Например, целями Саратовской областной целевой программы «Развитие местного самоуправления в Саратовской области» является содействие органам местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством, и повышение качества и эффективности административно-управленческих процессов в органах местного самоуправления Саратовской области. Для достижения данных целей поставлены следующие задачи:

1) содействие в формировании нормативной правовой базы местного самоуправления;

2) содействие в развитии территориальных и организационных основ местного самоуправления;

3) государственная поддержка укрепления материально-технической базы органов местного самоуправления;

4) содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров органов местного самоуправления;

5) содействие в развитии и совершенствовании муниципальной службы;

6) создание системы информационно-аналитического и методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Важнейшими оценочными показателями реализации программы являются:

а) количество вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований;

б) степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения;

в) степень выполнения плана переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления;

г) количество изданной информационно-методической и аналитической литературы по вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления;

д) оснащенность органов местного самоуправления методическими пособиями;

е) количество муниципальных образований, имеющих установленные в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства границы и градостроительную документацию.

Таким образом, программа государственной поддержки местного самоуправления призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, проведению реформ на местном уровне и содействию устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований в современных условиях.

Взаимодействие уровней власти

В вопросах согласованной разработки планов и программ социально-экономического развития требуется постоянное взаимодействие всех уровней власти. Следовательно, органы местного самоуправления при разработке муниципальных планов и программ должны учитывать соответствующие государственные планы и программы. Соответственно, государственные органы при разработке государственных планов и программ должны учитывать мнение органов местного самоуправления. Это позволило бы максимально концентрировать ресурсы для достижения согласованных целей, а также использовать ресурсы более рационально.

Нужна глубокая продуманная стратегия государственного строительства, в рамках которой должны сформироваться:

     государственная система управления социально-экономическим

развитием страны, включая вопросы установления общих принциповорганизации системы органов исполнительной власти и административно-территориального деления;

     качественно новая государственная региональная политика.

В результате должна сформироваться иерархическая система управления, способная обеспечить:

     в социальной сфере – раскрытие потенциальных возможностей

Человека, снятие социальной напряженности в обществе (включая межэтнические конфликты), опережающее социальное развитие (в первую очередь сферы образования и здравоохранения);

     в экономической сфере – создание иерархической системы

саморазвивающихся хозяйственных комплексов, включая муниципальное хозяйство, региональные хозяйственные системы и отрасли, оптимальное использование местных, региональных и стратегических ресурсов на территории России с преимущественным использованием возобновляемых ресурсов; государственный местный самоуправление региональный

     в политической сфере –  разработку качественно новых механизмов

“централизации”, основанных преимущественно на мотивации к развитию и обеспечивающих территориальную целостность государства, его устойчивое развитие, а также раскрытие геополитического потенциала России.

В качестве первоочередных мер целесообразно для предотвращения социального взрыва направить имеющиеся ресурсы на поддержку государственной инфраструктуры, обеспечивающей территориальную целостность страны, и самых жизнеспособных ”клеток” российского “организма” - муниципальных образований. Представляется, что это самый короткий и эффективный путь по выходу России из затянувшегося кризиса и создания экономической основы для дальнейшего развития.

Заключение

1. Наличие в политической системе государства института местного самоуправления является необходимым условием обеспечения устойчивости государственного строя — Российская Федерация как государство объективно заинтересовано в становлении и развитии местного самоуправления.

2. Сложная социально-экономическая обстановка в России по своей глубинной сути является следствием длительного отсутствия в стране института местного самоуправления, поэтому она не может быть причиной отсрочки решения вопроса введения в России института местного самоуправления.

3. Становление местного самоуправления без участия и поддержки государства практически невозможно, в силу отсутствия у местных сообществ необходимого опыта в решении вопросов местного значения, поэтому государство, в собственных интересах, должно поддержать становление и развитие местного самоуправления в России, прежде всего, решая вопросы подготовки кадров для местного самоуправления.

4. Государственная поддержка местного самоуправления должна ограничиваться созданием необходимых и достаточных условий становления и развития местного самоуправления, и, одновременно, государство, в собственных интересах, не должно вмешиваться в процесс решения вопросов местного значения.

5. Одной из основных задач государства является выработка идеологии (концепции) государственного строительства, в которой реально обеспечиваются гарантии местного самоуправления.

Органы государственной власти обязаны:

-участвовать в процессе становления и развития местного самоуправления, -участвовать в создании необходимых условий для становления и развития местного самоуправления

К государственной поддержке местного самоуправления относятся федеральные и региональные программы развития местного самоуправления, принятие которых входит в число полномочий органов государственной власти.

В 1996--1999 гг. реализовывались мероприятия Федеральной Программы государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251. Основной целью указанной Программы являлось обеспечение становления и развития самоуправления населения Российской Федерации путем создания основ для формирования власти на муниципальном уровне при условии достижения муниципальными образованиями финансово-экономической самостоятельности. В основном поставленная цель была достигнута: приняты основополагающие законы, определена территория муниципальных образований сформированы органы местного самоуправления.

В настоящее время осуществляется утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. (с изменениями от 24 августа 2002 г., 8 апреля 2003 г.) Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Она предполагает:

1.совершенствование нормативной базы; территориальных и организационных основ местного самоуправления;

2. выработку механизма взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и населением;

3.создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;

4.совершенствование системы научно-методологической поддержки развития муниципальных образований, подготовку кадров для органов местного самоуправления;

5. информационную поддержку местного самоуправления.

В Программе определяются конкретные мероприятия по государственной поддержке развития муниципальных образований, предусматриваются два основных этапа ее исполнения:

первый этап (2000--2002 гг.) -- создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления;

второй этап (2003--2014 гг.) -- выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.

 

 


[1] Встреча с представителями интернет-сообщества. kremlin.ru (29 апреля 2011 года). Дата обращения: 18 июня 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.