Эксперимент работы организаций общественного питания показал, что очень разумной формой массового обслуживания посетителей представляет собой самообслуживание.
Самообслуживание подразумевает независимое ознакомление с ассортиментом блюд и напитков, выбор и получение кулинарных изделий, их оплату и уборку использованной посуды по окончании потребления. Данная форма нетворкинга организаций питания с посетителями помогает в большой степени увеличить пропускную способность торговых залов уменьшить время, которое затрачивается посетителями на прием пищи.
Самообслуживание используется в столовых, кафе, буфетах. В настоящее время имеется множество разновидностей организаций Fast Food, в которых применяют самообслуживание: в одних ресторанах заказ принимают и собирают прямо на кассе, в прочих гость проходит вдоль буфета, собирая кушанья на поднос, и расплачивается на кассе в конце раздаточной линии, в третью очередь, гостю предоставляется свободный доступ к столу с кушаньями, а путь в зал проходит через кассовую линию.
Тщательную подготовку раздаточной к работе, отпуск готовой продукции и определение с посетителями при самообслуживании осуществляет который обслуживает персонал: повара-раздатчики и кассиры.
В процессе самостоятельного обслуживания посетители самостоятельно выбирают на раздаточной (витрине) холодные кушанья и закуски, сладкие кушанья и напитки, кондитерские и другие продукта, столовые приборы. Горячие кушанья раздатчики порционируют напрямую перед отпуском. Посетители устанавливают отобранные блюда на подносы