“Илиада”:Действие осуществляется на 10-ом году Троянской войны, но ни предпосылка войны, ни ход ее в поэме не излагаются. Оглавлением поэмы представляет собой только один эпизод, в пределах которого сосредоточен очень большой материал сказаний и выведено большое число греческих и троянских героев.
«Илиада» заключается из 15 700 стихов, которые потом были разбиты античными учеными на 24 книги, по числу букв греческого алфавита.
«Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в военных процессах, представляет собой, таким образом, организующим моментом для всего хода процесса поэмы, т.к. только бездействие Ахилла помогает развернуть картину боев
В поэме «Илиада» рассказы о процессах людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу некоторых сражений (так как завершающий исход войны давно предрешен). При данном сосуществования, которые происходят в то же время, излагаются как которые происходят последовательно, одно за прочим (так называемый закон хронологической несовместимости). Завязкой процесса «Илиады» является гнев Ахилла; события, излагаемые в поэме, вызваны данным гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фаз бешенства Ахилла, хотя встречаются аномалии от главной сюжетной линии, вставные эпизоды. Кульминационный момент «Илиады» Гомера – поединок Ахилла с Гектором; развязка – возвращение Ахиллом Приаму тела убитого им Гектора.
Композиция поэмы «Илиада» различается некоторой симметричностью в соответствии с нравственными установками поэта. В начале действия старик Хрис обращается к Агамемнону с мольбой вернуть ему плененную дочь и получает высокомерный отказ, явно осуждаемый автором. Данный отказ по существу стал началом множества кровавых событий, разыгравшихся у стен Трои. В конце поэмы другой старик, Приам, приходит к Ахиллу с мольбой вернуть ему тело Гектора и не получает отказа – это поступок, приличный героя гуманного поэта.
КОНЦЕПЦИЯ ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В «ИЛИАДЕ». СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АХИЛЛА И ГЕКТОРА
Образы воинов отличались разнообразием. У Гомера еще не было представления о характере, но, тем не менее, у него нет двух идентичных воинов. Считалось, что человек уже рождается с определенными качествами, и в течение существования ничего поменяться не может.
Поразительная моральная цельность гомеровского человека. У них нет рефлексии или раздвоенности – это в духе гомеровского времени. Судьба – это удельный вес. Поэтому обреченности нет. Но имеется закон двойной мотивации событий.
Спектр качеств у любого воина одинаков, но образы уникальны. Воинская доблесть, которая доставляет славу и богатство, выносливость и самообладание, мудрость в советах и искусство в речах, воспитанность в отношениях с людьми и уважение к богам, – все эти идеалы родовой знати стоят незыблемо для гомеровских героев, порождая между ними непрерывное состязание .
Но при всей жизненности и человечности гомеровских образов, они статичны, и им недоступно внутреннее развитие. Характер героя твердо отмечен в немногих главных чертах и показан в действии, но в ходе такого действия он не изменяется. Анализа внутренних волнений в греческом эпосе мы не находим. Когда герой охвачен противоречивыми чувствами и, в итоге, принимает решение, поэт еще не умеет стимулировать это решение. Поэтому решение героя не редко объяснено вмешательством богов.
И Гектор, и Ахилл – два великих героя, которые содержат стереотипный спектр качеств война. Но это не мешает им быть разными.



Гектор:
1. Открыт и благороден, добр ко всем
2. Адепт мирного разрешения конфликта
3. Любит мирную жизнь и быт. Радость бытия – сын и супруга.
4. Отстаивание города – долг. Полон решимости отдать жизнь за Родину. Храбрый солдат
5. Колеблющийся и неуверенный
Ахилл:
1. Жесток, свиреп, мстителен, вспыльчив
2. Кровожаден, не знает милосердия
3. Обострённое самолюбие, обидчивость
4. Полон решимости отдать жизнь за славу
5. Холоден
6. Благочестив, любит мать, нежен к друзьям