Как известно, идея конституции как главного закона державы, устанавливающего ядра его предприятия и правового положения индивидуума, зародилась в Новое время. Идеологи борьбы с абсолютизмом разглядывали конституцию как данный закон в системе который действует законодательства, который призван прежде всего обеспечить защиту прав и свобод индивидуума. Идея эта стала сформулирована во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции» (ст. 16).
Хотя история института державы и разные учения о нем насчитывают тысячелетия, первые конституционные акты и конституции в сегодняшнем их осмыслении возникли только два-три века назад, в XVII—XVIII вв. (в Великобритании — «Хабеас корпус акт» 1689 г.; в США — Конституция 1787 г. и Билль о правах 1789 г.; во Франции — Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 и 1793 гг.; в Польше — Конституция 1791 г.). И это не ненарочно. Сам факт принятия таких документов отражал обеспечение относительно высокого показателя политико-правового формирования человечества. Конституция — это очень важный институт демократии, отразивший при собственном возникновении назревшую общественную нужда установления конкретных правовых рамок для работы державы и надежного обеспечения прав и свобод индивидуума. Достаточно неслучайно поэтому то, что первые конституционные документы возникли на волне демократических антиабсолютистских революций XVII—XVIII вв.