§ 1. Гражданская правоспособность



В сегодняшнем обществе ни один индивид не может функционировать вне сферы процесса общественного права. Поданному законодатель в области общественного права исходит из того, что каждый человек обязан иметь вероятность быть субъектом общественного права. Объем данный возможности для всевозможных людей такого страна обязан быть одинаковым, ибо это обеспечивает равноправие граждан, что представляет собой несомненным достижением современного цивилизованного общества.

С данной целью держава наделяет граждан правоспособностью (применительно к гражданскому праву - гражданская правоспособность). Под гражданской правоспособностью необходимо понимать признаваемую державам за гражданином вероятность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Правоспособность недопустимо отождествлять с естественными правами человека. Правоспособность не принадлежит человеку от природы, ею человека наделяет держава, и объем ее также определяется государством. Правоспособность связана с гражданством. Приобретая гражданство, человек становится субъектом права такого державы. Закономерно поданному в Гражданском кодексе РФ говорится не о правоспособности физических лиц (т.е. людей) вообще, а именно о правоспособности граждан. Прежде всего гражданам Российской Федерации предоставляется гражданская правоспособность в полном объеме.

Кроме граждан РФ, субъектами общественного права могут быть иностранцы (лица, которые обладают гражданством зарубежного державы и не которые имели гражданства РФ) и лица без гражданства (т.е. не которые принадлежат к гражданству РФ и не которые имели артефактов принадлежности к гражданству другого державы). В соответствии ст. 1196 ГК зарубежные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью в равной степени с отечественными гражданами, кроме инцидентов, которые установлены законом.

Статья 2 ГК закрепляет за чужестранцами безусловный (т.е. не который требует взаимности со стороны державы зарубежного гражданина) национальный режим. Смысл его заключается в том, что права иностранцев на территории Российской федерации рассчитываются в принципе российскими законами, а не законами державы, к которому принадлежит иностранец. Презумпция безусловности значит, что для ограничения прав иностранцев нужно прямое указание российского закона. Из передачи иностранцам национального режима в то же время необходимо, что иностранец в РФ не может претендовать на определённые иные гражданские права, кроме тех, которые предоставлены по нашему законодательству гражданам РФ; иностранец не может требовать передачи ему льгот или установления изъятий из российского закона, т.е. иностранец не может располагать более широкими правами, чем граждане нашей государства.

Установив для заграничных граждан и лиц без гражданства национальный режим, закон допускает изъятия из такого норма, ограничивающие их правоспособность по сравнению с правоспособностью граждан Российской Федерации. Так, в соответствии Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О аграрной кооперации" членами производственного сельскохозяйственного кооператива могут быть лишь граждане Российской Федерации.

Содержание гражданской правоспособности представляет комплекс гражданских прав и обязанностей, которые граждане могут иметь по текущему законодательству. По причине динамичности типов и объема регулируемых нормами общественного права отношений Гражданский кодекс РФ не предоставляет исчерпывающего ряда данных гражданских прав и обязанностей. В ГК закрепляются лишь базовые, очень важные из них. Подчеркивается, что кроме них гражданину могут принадлежать и иные имущественные и индивидуальные права, если они не запрещены законом и не противоречат общим началам общественного права.

В соответствии со ст. 18 ГК граждане могут иметь имущество на праве имущества; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом функционированиею; основать с юридической точки зренияе лица независимо или вместе с прочими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не которые противоречат закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной работы; иметь иные имущественные и индивидуальные неимущественные права.

В соответствии ст. 23 ГК гражданин имеет право заниматься предпринимательской работаю без образования юридического лица (при условии государственной регистрации в качестве персонального бизнесмена). Предпринимателем также представляет собой глава кримеетсяянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего работа без образования юридического лица.

Очень значительные из перечисленных прав носят конституционный характер. Это - вероятность иметь имущество в имущества, наследовать его, иметь право на жилище, права авторства (ст. ст. 35, 40, 44 Конституции РФ).

Правоспособность необходимо отличать от субъективного права. Правоспособность - общая причина, на базе которой при наличии конкретных юридических фактов у лица появилсяает определённое субъективное право. Она представляет собой лишь абстрактную вероятность иметь данные в законе права и обязанности, тогда как субъективное право - уже которое существует право, которые принадлежат конкретному лицу, т.е. которая реализована вероятность. Правам, который входит в содержание правоспособности, в отличие от субъективных прав, не соответствуют обязанности прочих субъектов.

Субъективное право - элемент правоотношения, а правоспособность - свойство субъекта права. Правоспособностью обладают все граждане РФ в идентичном объеме. Объем субъективных прав у различных граждан различен. Определённое право может отсутствовать у такого физического лица. К примеру, всем гражданам принадлежит вероятность иметь право имущества, но право имущества на определённое имущество есть лишь у определенного гражданина. Правоспособность реализуется через определённые субъективные права. Гражданин не может отказаться от правоспособности или ее сегменты, а также передать ее другому лицу, тогда как почти все субъективных прав могут быть переданы.

Гражданская правоспособность неотделима от самого жизни человека. Пока человек жив, он облапредоставляет гражданской правоспособностью. Статья 17 ГК закрепляет, что правоспособность гражданина попредставляет собой в момент его рождения и прерывается уход в небытиею. Момент, когда человек считается родившимся, определяется не юридическими, а медицинскими критериям (моментом начала независимого дыхания). Живучесть родившегося ребенка значения не имеет. Даже если ребенок родился нежизнеспособным и прожил очень непродолжительный промежуток времени (к примеру, немного часов), он уже стал правоспособным со всеми вытекающими последствиями.

Не необходимо смешивать защиту законом прав предстоящего ребенка с моментом появления его правоспособности. Положение о том, что наследниками могут быть дети наследодателя, которые родились после его безвременной кончины, недопустимо трактовать как предусмотренный законом случай появления правоспособности до рождения человека. Если ребенок не родится живым, то и правоспособность не возникнет.

Прекращение правоспособности сопряжено о биологической уход в небытиею, когда возврат человека к жизни исключен. Поданному не необходимо связывать прекращение правоспособности с объявлением судом гражданина скончалсяшим, так как такое решение суда основано не на факте безвременной кончины, а на презумпции того, что человек умер. Вероятность возвращения данного гражданина задачиком исключить недопустимо.

Общим правилом представляет собой то, что гражданская правоспособность попредставляет собой у гражданина с момента рождения в полном объеме. Но необходимо признать, что из такого правила случаются отдельные исключения, которые касаются тех прав, которые не могут быть осуществлены через дистрибьютора (к примеру, составление завещания).

Держава гарантирует правоспособность граждан. Статья 22 ГК закрепляет, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности в противном случае, как в случаях и в порядке, которые установлены законом; всесторонний или сегментычный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, которые нацелены на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением инцидентов, когда такие сделки допускаются законом.

Держава оставляет за собой право ограничить права и свободы граждан, если это нужно для защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов прочих лиц, обеспечения обороны государства и безопасности державы, но сделано это может быть лишь на уровне федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК).

Конституция РФ (ст. 56) закрепляет вероятность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока процесса данного ограничения, за исключением ограничения права на жизнь, достоинство индивидуума, неприкосновенности частной существования, права на защиту своей чести и доброго имени, права на жилище, судебную защиту прав и свобод и определённых прочих.

Допускается ограничение правоспособности как мера наказания, которая установлена приговором либо определением суда по уголовному делу, в виде: а) лишения права занимать конкретные должности или заниматься некой работаю; б) лишения права свободно перемещаться по территории государства (сноска и высылка), но лишь на конкретный срок в пределах, которые установлены законом.

Вероятность ограничения гражданской правоспособности заграничных граждан в порядке ответной меры предусмотрена ст. 1194 ГК: "Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и персональных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых существуют особые ограничения имущественных и персональных неимущественных прав отечественных граждан и юридических лиц".




§ 2. Гражданская дееспособность



1. Под гражданской дееспособностью физического лица (гражданина) подразумевается его способность собственныеми процессами приобретать и делать гражданские права, основать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК).

Дееспособность подразумевает осознанную и правильную оценку человеком совершаемых им поступков, которые имеют законодательное значение, т.е. это свойство субъекта общественного права находится в зависимости от степени психической зрелости лица. Зрелость же психики находится в зависимости от возраста и психического здоровья человека, поданному законодатель не может произвольно закрепить момент, с которого человек считается целиком дееспособным. Нужно учитывать медицинские нормы психического созревания человека. Человек рождается не лишь физически беспомощным, но и психически незрелым. Разные возрастные категории людей при нормальном развитии имеют разный степень зрелости психики. Вот почему дееспособность лиц различного возраста и состояния психики различна.

Дееспособность как единое понятие заключается из более обычных элементов: способность человека независимо делать которые принадлежат ему права, совершать сделки, приобретая тем самым новые права и возлагая на себя новые обязанности (сделкоспособность), и, в итоге, способность нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его незаконными процессами (деликтоспособность). Расчленение совокупного термины дееспособности на отдельные элементы облегчает анализ процесса роста объема дееспособности по мере достижения человеком конкретных возрастных границ.

2. При расчете объема и системы дееспособности разных граждан Гражданский кодекс РФ исходит из классификации их по возрасту. До 6 лет ребенок считается абсолютно недееспособным в силу незрелости психики.

Физических лиц от 6 до 14 лет Гражданский кодекс РФ характеризует как малолетних. Статья 28 ГК закрепляет так называемую дееспособность малолетних, которая заключается в способности независимо совершать:

1) мелкие бытовые сделки, т.е. такие, которые направлены на удовлетворение повседневных нужд человека, исполняются традиционно при самом их совершении и малозначительны по сумме;

2) сделки, которые направлены на бесплатное получение выгоды, не которые требуют нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными легальным представителем или с консенсуса последнего третьим лицом для некой цели или свободного распоряжения.

Таким образом, в таких возрастных рамках гражданин обладает отчастий сделкоспособностью и не полной способностью делать гражданские права. Деликтоспособностью такие граждане не обладают, так как ответственность за вред, причиненный малолетними, несут их родители, усыновители или опекуны.

Вышеперечисленные элементы дееспособности малолетних представляют собой исключение из совокупного правила о том, что за несовершеннолетних, не которые достигли 14 лет, сделки совершают от их имени лишь родители, усыновители или опекуны. Поданному очень распространено суждение о том, что эта категория граждан недееспособна. Это подтверждается и позицией законодателя. Опекун назначается лицу до 14 лет, а, по всевсеобщему правилу, опека учреждается над гражданами, являющимися недееспособными.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают не полной дееспособностью, так как могут совершать сделки с письменного консенсуса родителей, усыновителей или попечителей. При данном расширяется объем дееспособности, реализуемой независимо: к объему дееспособности прошлого возраста ст. 26 ГК дополняет право без консенсуса родителей, усыновителей и попечителей распоряжаться собственныем заработком, стипендией и иными доходами; делать права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной работы; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться данными вкладами. По достижении 16 лет граждане имеет право быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

Кроме расширения способности независимо делать права и сделкоспособности для граждан такого возраста закон подразумевает и появление деликтоспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет независимо несут ответственность за причиненный вред, что закреплено ст. 1074 ГК. Здесь же отражена особенность деликтоспособности граждан такого возраста, которая заключается в том, что при отсутствии средств для компенсации вреда у несовершеннолетнего бремя компенсации такого вреда до достижения причинителем совершеннолетия целиком или в недостающей части возлагается на родителей (усыновителей) или попечителя несовершеннолетнего, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В полном объеме гражданская дееспособность попредставляет собой с возникновением совершеннолетия, т.е. достижения 18-летнего возраста, так как с данным возрастом в Российской федерации связывается представление о полном психическом созревании человека. Полная дееспособность значит и совершенно самостоятельную имущественную ответственность гражданина. По ст. 24 ГК гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением собственности, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Статья 25 ГК закрепляет порядок имущественной ответственности гражданина - индивидуального бизнесмена в случае признания его судом несостоятельным (банкротом).

Определяя 18-летие как момент наступления полной дееспособности абсолютного большинства граждан, ГК, как исключение, закрепляет два случая, когда полная дееспособность может наступить раньше 18 лет: 1) в случае, когда законом допускается введение в брак до достижения 18 лет. Гражданин, не который достиг 18-летнего возраста, покупает дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак. Которая стала приобретена таким образом полная дееспособность сохраняется и после расторжения такого брака до достижения 18 лет; 2) в случае эмансипации несовершеннолетнего при двух условиях: осуществление несовершеннолетним, которые достигли 16 лет, трудовой работы по трудовому контракту (контракту) или осуществление им предпринимательской работы. При согласии на эмансипацию несовершеннолетнего обоих родителей, усыновителей или попечителя решение о ней принимается органом опеки и попечительства, а при отсутствии данного консенсуса - судом.

При наличии болезни психики, выражающегося в том, что человек либо не понимает значения собственных поступков, либо понимает, но не может ими руководить, он может быть в судебном порядке признан недееспособным по причине психического расстройства, даже если представляет собой совершеннолетним. Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению членов его семьи, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения и прочих лиц, которые указаны в ст. 281 ГПК. Для оценки психического состояния гражданина суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу. При выздоровлении такого лица, что констатируется повторной судебно-психиатрической экспертизой, суд принимает решение о признании гражданина дееспособным.

3. Дееспособность, как и правоспособность, неотчуждаема. Никто не может быть ограничен в дееспособности в противном случае, как в случаях и порядке, которые установлены законом.

Гражданский кодекс подразумевает вероятность ограничения полной дееспособности и ограничения дееспособности несовершеннолетнего. При наличии которые достаточны оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя, либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права независимо распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением инцидентов, когда данный несовершеннолетний раньше купил дееспособность в полном объеме в связи с вступлением в брак или эмансипацией (п. 4 ст. 26 ГК). Основанием данного ограничения выступают, к примеру, неразумное расходование заработка, употребление спиртных напитков и наркотических средств. При ограничении права несовершеннолетний может распоряжаться своим заработком лишь с консенсуса родителей, усыновителей или попечителя, а при лишении права в интересах несовершеннолетнего его заработком распоряжаются вышеданные лица.

К ограничению дееспособности необходимо приравнять потерю полной дееспособности несовершеннолетним мужом в случае признания брака неподлинным, если суд в то же время принимает решение о не полной дееспособности такого жена (п. 2 ст. 21 ГК).

Ограничение дееспособности совершеннолетнего гражданина возможно также лишь в судебном порядке и лишь в одном случае: если он ставит свою семью в тяжелое материальное положение по причине злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Особенная черта ограничения заключается в том, что оно касается права получать и распоряжаться заработком, пенсией и иными доходами и совершать сделки (кроме мелких бытовых). Эти процесса данный гражданин может совершать лишь с консенсуса попечителя. Но он независимо несет имущественную ответственность по сделанным им сделкам и за причиненный им вред.

В то же время необходимо обратить внимание на то, что ограничение дееспособности осуществляется не по самому факту злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, а в связи с тем, что гражданин ущемляет материальные интересы своей семьи. В случае прекращения существования основания ограничения дееспособности объем дееспособности этого гражданина восстанавливается в судебном порядке.

Для оценки дееспособности физического лица-иностранца ст. 1195 ГК вводит понятие личного закона физического лица. В соответствии с указанной статьей личным законом физического лица считается право государства, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо вместе с российским имеет и зарубежное гражданство, его личным законом представляет собой российское право. При наличии у лица нескольких заграничных гражданств личным законом считается право государства, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право государства, в которой лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право государства, предоставившей ему пристанище.

В соответствии со ст. 1197 ГК гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Совместно с тем физическое лицо, не которое обладает гражданской дееспособностью по собственному индивидуальному закону, не имеет право ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно представляет собой дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением инцидентов, когда будет доказано, что другая сторона знала или изначально обязана была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.




§ 3. Гражданско-правовой статус физического лица -

бизнесмена



Значимое место в числе прав, которые включены в содержание правоспособности гражданина, занимает право на осуществление предпринимательской работы без образования юридического лица. Гражданин может заниматься предпринимательской работаю лишь после государственной регистрации в качестве личного бизнесмена в который установлен законом порядке. При данном данная регистрация не дает сама по себе права гражданину заниматься любым типом предпринимательской работы.

В отношении некоторых типов предпринимательской работы в силу их особой важности для общественного оборота и значительного влияния на легальные интересы прочих субъектов общественного права законодатель устанавливает конкретные рамки, которые либо исключают вероятность осуществления данный работы гражданином - индивидуальным предпринимателем (банковская работа <1>, страховая работа <2>, работа, которая связана с оборотом наркотических и психотропных веществ <3>, деятельность в области использования атомной энергии <4> и др.), либо подразумевает нужность получения разрешения (лицензии) которые соответствуют государственных органов (лицензирующих органов) на те типы работы, которые перечислены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании некоторых типов работы" <5>.

Закон прямо не устанавливает возраст, начиная с которого граждане могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Но в связи с тем, что индивидуальная предпринимательская деятельность традиционно осуществляется лично, для занятия ею гражданин обязан располагать полной гражданской дееспособностью, за исключением инцидентов, когда закон допускает осуществление предпринимательской работы до достижения 18 лет (к примеру, с консенсуса родителей, начиная с 16 лет, в соответствии со ст. 27 ГК).

В соответствии со ст. 23 ГК к предпринимательской работы граждан, которая осуществляется без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц - хозяйственных компаний, если иное не вытекает из закона, прочих правовых актов или существа правоотношения.

С целью побуждения граждан к соблюдению которые установлены законом правил осуществления индивидуальной предпринимательской работы (а именно государственной регистрации), а также с целью защиты контрагентов данных граждан по сделкам эта же статья Общественного кодекса закрепляет, что гражданин, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования закона о государственной регистрации в качестве личного бизнесмена, не имеет право ссылаться в отношении заключенных им при данном сделок на то, что он не представляет собой предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, которые связаны с осуществлением предпринимательской работы.

Серьезным побудителем к достижению требований закона о регистрации в качестве личного бизнесмена и получении лицензии на указанные законом типы предпринимательской работы представляет собой и предусмотренная ст. 171 УК ответственность за противоправное предпринимательство, к которому отнесено осуществление предпринимательской работы без государственной регистрации и без лицензирования.




§ 4. Опека и попечительство. Патронаж



1. Тот факт, что конкретная часть правоспособных граждан целиком или частично не обладает дееспособностью, вызвал к существования институт опеки и попечительства, который прежде всего имеет целью восполнить недостающую дееспособность данной категории граждан для обеспечения и защиты их интересов. Данный институт помогает приобретать и реализовать гражданские права и обязанности (за исключением тех, которые носят лишь личный характер и не могут быть осуществлены через дистрибьютора) недееспособными или не целиком дееспособными людьми с помощью целиком дееспособных людей, текущих в роли опекунов и попечителей.

Опека определяется над малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными по причине психического расстройства. Опекуны выступают представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все которые необходимы сделки (ст. 32 ГК).

Попечительство определяется над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 33 ГК). Попечитель не совершает сделок взамен подопечного, но осуществляет контроль с помощью дачи консенсуса на совершение тех сделок, которые гражданин, который находится под попечительством, не имеет право совершать самостоятельно. Согласие попечителя должно быть письменным, очень если сделка требует письменной формы. Попечители, в соответствии ГК, содействуют подопечным в реализации ими собственных прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечитель не представляет собой легальным представителем подопечного.

Таким образом, можно сказать, что главное различие между опекой и попечительством заключается в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объема дееспособности их подопечных.

Органами опеки и попечительства выступают органы местного саморуководства. Опекун (попечитель) назначается постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), или по месту жительства опекуна (попечителя). Подготовительная работа по оформлению опекунства (попечительства) и надзор за деятельностью опекуна (попечителя) выполняются отделами или руководствами народного образования, социальной защиты граждан, здравоохранения надлежащей территориальной администрации.

Опекуном (попечителем) может быть назначен лишь совершеннолетний дееспособный гражданин при его согласии на это. Согласие подопечного не представляет собой неизбежным критерием для назначения опекуна (попечителя), но в случаях, когда это возможно, его желание выпредставляет собой и учитывается. Опекунами (попечителями) назначаются в основном лица, закадычные подопечному. При их отсутствии - по выбору органа опеки и попечительства. Закон запрещает назначение опекунами и попечителями лиц, которые лишены родительских прав (ст. 35 ГК).

Опекуны и попечители выполняют которые предоставлены им права под надзором органов опеки и попечительства, так как закон в целях недопущения злоупотребления со стороны опекуна (попечителя) заданным образом ограничивает права последних. Так, опекун не имеет право без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе размену или дарению собственности, сдаче его внаем (аренду), в бесплатное пользование или залог, разделу собственности или выделу из него доли, сделок, влекущих отказ от которые принадлежат подопечному прав (отказ от наследства, непринятие собственности в дар и т.п. ), а также любых прочих сделок, влекущих снижение собственности подопечного (ст. 37 ГК).

Лишь с консенсуса органов опеки и попечительства опекуном могут расходоваться поступления подопечного, за исключением сумм, которые необходимы для содержания самого подопечного. Закон устанавливает конкретные ограничения поступков опекунов и попечителей в отношении подопечных. Опекуны (попечители), их жены и закадычные родичи не имеет право совершать сделки с подопечными, за исключением безвозмездных сделок, которые направлены к выгоде подопечного.

Ненадлежащее исполнение опекунских (попечительских) обязанностей влечет отстранение опекуна (попечителя) от осуществления таких обязанностей постановлением главы местной администрации.

Опека прерывается: над несовершеннолетними - машинально по достижении ими 14-летнего возраста (заменяется попечительством); над недееспособными душевнобольными - на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления.

Попечительство прерывается: над несовершеннолетними - по достижении ими совершеннолетия, при вступлении несовершеннолетнего в брак или в случае эмансипации, а над совершеннолетними ограниченно дееспособными - на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности. Опека и попечительство прерываются также в случае безвременной кончины подопечного либо анонсы его умершим.

В дополнение к опеке и попечительству способом восполнения недостающей дееспособности гражданина и защиты его имущественных прав является закрепленный законодателем институт доверительного руководства имуществом. Если при учреждении опеки или попечительства над гражданином в структуре собственности подопечного имеется недвижимость или дорогое движимое имущество, которые требуют специальной заботы и руководства, орган опеки и попечительства заключает с заданным лицом (управляющим) контракт о доверительном управлении данным имуществом (ст. 38 ГК). Имущество, передаваемое в секретное управление, на время управления обособляется от прочего собственности подопечного. Опекун и попечитель сохраняют свои права в отношении собственности, не переэтого в секретное управление.

Секретное управление имуществом прерывается в случае прекращения опеки и попечительства, а также в прочих случаях, которые предусмотрены законом для прекращения контракта о доверительном управлении имуществом (ст. 1024 ГК). Так как в данном случае договор о доверительном управлении имуществом является производным от опеки и попечительства, объем прав доверительного управляющего не может быть шире объема прав опекунов и попечителей.

2. Разновидностью попечительства является патронаж. Особенность этого вида попечительства состоит в том, что оно определяется над дееспособным гражданином с его консенсуса и даже по его инициативе.

По смыслу п. 1 ст. 41 ГК под патронажем как формой попечительства подразумевается систематическое оказание помощи в реализации прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья: по причине заболевания, физических слабых мест, немощи по старости. Попечитель (ассистент) в данном случае назначается органом опеки и попечительства по заявлению этого дееспособного человека. Обязательны согласие человека на установление над ним патронажа и назначение в качестве попечителя определенного лица.

Особенная черта правового положения попечителя-помощника состоит в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора задания или договора о доверительном управлении имуществом, который состоит с самим подопечным.

Попечитель-помощник обязан заботиться о подопечном, создании ему которые необходимы бытовых условий, обеспечении лечения. Поступления подопечного (пенсия, пособия, алименты) используются для обеспечения его содержания и удовлетворения бытовых нужд попечителем только с консенсуса подопечного. Для осуществления собственных обязанностей попечитель-помощник не обязан проживать совместно со своим подопечным. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью попечителя-помощника с целью избежания злоупотреблений с его стороны.

Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прерывается: по требованию лица, находящегося под патронажем; по просьбе попечителя-помощника при наличии уважительных причин, делающих невероятным следующее осуществление его обязанностей (болезнь, изменение семейного положения, места жительства, отсутствие нужного контакта с подопечным и т.д.), при освобождении попечителя от его обязанностей по причине ненадлежащего их осуществления, в том числе при заимствовании патронажа в меркантильных целях (ст. 39 ГК). Во всевозможных перечисленных случаях для прекращения патронажа необходимо решение органа опеки и попечительства (постановление главы местной администрации). Патронаж прерывается также в связи со смертью подопечного или попечителя.




§ 5. Место жительства



Для осуществления и защиты прав лица и устойчивости гражданских правоотношений нужна четкая индивидуализация любого субъекта общественного права. Среди средств данный индивидуализации существенными выступают имя гражданина (ст. 19 ГК) и его место жительства.

В соответствии ст. 20 ГК местом жительства является место, где гражданин регулярно или в основном проживает. С местом жительства сопряжено гипотеза, что гражданин всегда имеется в определенном месте, даже если в течение какого-то промежутка времени его там фактически может не быть. Временное отсутствие не значит перемену места жительства. К примеру, если геолог, имея непрерывное место жительства в городе, выехал в длительную экспедицию, он сохраняет свое непрерывное место жительства в городе.

Каждый гражданин может иметь в то же время только одно место жительства. Оно должно определяться с достаточной точностью (с указанием населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры).

Свободный выбор места жительства - одно из главных конституционных прав человека (ст. 27 Конституции РФ), которое защищается гражданским законодательством как которые принадлежат гражданину нематериальное благо (ст. 150 ГК). Четкость оценки места жительства не ограничивает права гражданина на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.

Законом РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 , не только провозглашено и отрегулировано осуществление этого права, но и установлен порядок его защиты. Гражданин, чье право на свободу выбора места жительства нарушено, может обратиться за его защитой в вышестоящий в порядке подчиненности орган, к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, либо напрямую в суд.

Вместе с местом жительства упомянутый Закон ввел понятие места пребывания - места, где гражданин находится временно. Для общественного права имеет значение именно место жительства, так как с ним связаны некоторые гражданско-правовые явления. Так, знать место жительства должника, а в конкретных случаях - кредитора необходимо для установления места осуществления обязательства (ст. 316 ГК). По месту жительства, по общему правилу, определяется место открытия наследства (ст. 1115 ГК). В связи с отсутствием сведений о гражданине в месте его жительства в течение определенного законом срока может быть поставлен и решен вопрос о признании его безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК) или об объявлении его умершим (ст. 45 ГК).

Законодательное значение места жительства велико как для общественного материального, так и для общественного процессуального права. Место жительства имеет, как правило, главное значение для установления подсудности гражданских дел (ст. ст. 28, 29, 31, 276, 281 и др. ГПК). В правоприменительной практике значимым правилом является гипотеза нахождения гражданина в месте собственного жительства, куда и направляются официальные вызовы, уведомления, судебные повестки (хотя в конкретный момент гражданин по этому адресу может и не находиться).

Упомянутый Закон от 25 июня 1993 г. взамен прописки ввел режим заявительной регистрации граждан при изменении места их жительства или пребывания. Там же определены главные правила регистрации и снятия с учета как по месту жительства, так и по месту пребывания.

Из изложенного необходимо, что государство предоставляет гражданину свободу в решении вопроса о выборе места жительства. Но это относится только к дееспособным гражданам. Несовершеннолетние, не которые достигли 14 лет, а также граждане, которые находятся под опекой, не могут по собственному усмотрению выбирать место жительства: их местом жительства является место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане, дееспособность которых ограничена, могут выбирать место жительства с консенсуса родителей, усыновителей и попечителей (из смысла ст. ст. 26, 30 ГК).




§ 6. Признание гражданина безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим

1. В случае долгосрочного отсутствия гражданина - участника гражданских правоотношений в месте его неизменного проживания и неведомости его места пребывания появляется правовая неясность, последствием которой может стать дискриминация прав прочих соучастников правоотношений. Так, кредиторы не имеют возможности получить с этого гражданина который причитается им долг; которые состоят на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него которое причитается им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, так как полагаются которые имеют кормильца. Не защищены и интересы самого отсутствующего лица; может быть причинен урон его имуществу, оставшемуся без присмотра.

Ликвидация данной неясности обеспечивается институтом безвестного отсутствия и анонсы гражданина умершим. Признание безвестно отсутствующим или объявление умершим возможно только по суду (в порядке особого изготовления) и только при наличии юридического состава, включающего: а) долгое отсутствие лица в месте его неизменного жительства; б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами; в) истечение которые установлены законом сроков с момента получения последних изосуществлятьй о месте нахождения этого лица.

Закон не обязывает заинтересованных лиц разыскивать отсутствующего. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (родичи, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем. При нужды он запрашивает которые соответствуют предприятия (органы милиции, жилищно-эксплуатационные предприятия и пр.) по послев дневное времяу знаменитому месту жительства и работы отсутствующего об которые имеются у них сведениях о нем. При наличии данных о преднамеренности отсутствия лица в месте неизменного жительства (лицо прячется от компенсации который был причинен ущерба, уплаты алиментов, в связи с сделанным правонарушением) суд обязан воздержаться от признания гражданина безвестно отсутствующим или анонсы его умершим.

2. Признание гражданина безвестно отсутствующим. Суд может признать лицо безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его неизменного жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК).

Действуют три отзывы об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы базой данного признания полагают презумпцию безвременной кончины гражданина, с чем сложно согласиться, ибо при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в любом из данных инцидентов.

Другие авторы полагают базой безвестного отсутствия презумпцию существования, ибо нет которые достаточны оснований предполагать, что гражданина нет в живых.

Расчет срока отсутствия данных о месте пребывания лица в месте его жительства начинается со дня получения последних сведений о нем. При невозможности определить день получения таких сведений началом исчисления срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены крайние сведения об отсутствующем, а при невозможности определить данный месяц - первое января следующего года.

Признание лица безвестно отсутствующим влечет конкретные правовые последствия. Его имущество при нужды неизменного управления им по решению суда передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом. Из этого собственности выделяется содержание гражданам, находящимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашается задолженность его по другим обязательствам (ст. 43 ГК). Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии по случаю утраты кормильца в соответствии с пенсионным законодательством. Прерываются договор задания (п. 1 ст. 977 ГК), участником которого был безвестно который отсутствует, а также действие доверенности, выданной им или ему (п. 1 ст. 188 ГК). Муж лица, признанного безвестно отсутствующим, имеет право расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке (п. 2 ст. 19 СК).

3. Объявление гражданина умершим возможно, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). При этом нет нужды предварительно признавать лицо безвестно отсутствующим. По истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания этого лица и наличии оснований предполагать его смерть оно может быть немедленно объявлено умершим.

Гражданский кодекс подразумевает два исключения из совокупного пятилетнего срока, нужного для анонсы гражданина умершим: а) сокращенный шестимесячный срок, если гражданин скрылся без осуществлять при ситуациях, угрожавших смертью или которые дают основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (к примеру, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок рассчитывается со дня несчастного случая; б) двухгодичный срок, если лицо скрылось без осуществлять в связи с военными поступками. Срок в этом случае рассчитывается со дня завершения военных поступков.

В дневное время безвременной кончины гражданина, объявленного умершим, считается, как правило, день вступления в правовую силу решения суда об объявлении его умершим. В случае анонсы умершим гражданина, пропавшего без вести при ситуациях, угрожавших смертью или которые дают основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем безвременной кончины этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Объявление лица умершим, которое основано на презумпции его безвременной кончины, является юридическим фактом, влекущим такие же последствия, какие наступают в случае факта безвременной кончины.

Действуют разные отзывы о влиянии анонсы гражданина умершим на его правоспособность. Одни авторы полагают, что при объявлении гражданина умершим прерывается его правоспособность, доказывая это тем, что юридические последствия в данном случае те же, что и в случае безвременной кончины. Приверженцы другой точки зрения считают правоспособность неотделимой от самого гражданина, и поэтому, по их мнению, одно только гипотеза о безвременной кончины не может кончить правоспособности.

Тот факт, что лицо, провозглашенное умершим, может объявиться, по причине чего решение суда об объявлении умершим должно быть отменено, говорит в пользу второй точки зрения. Когда лицо, провозглашенное умершим, в реальности живо, юридические последствия анонсы его умершим действуют там, где нет сведений о том, что данное лицо живо. Но если гражданин, провозглашенный умершим, будучи в реальности живым, совершил юридически которые значимы действия, они считаются действительными, т.е. его правоспособность сохраняется там, где неизвестно об объявлении его умершим.

Объявление гражданина умершим влечет за собой следующие правовые последствия: 1) лица, которые находились на иждивении гражданина, объявленного умершим, приобретают право на получение пенсий и пособий; 2) открывается наследство; 3) прерывается брак с лицом, объявленным умершим (без вынесения специального решения о прекращении брака); 4) прерываются обязательства, которые носят личный характер.

Гипотеза о безвременной кончины лица, объявленного умершим, опровергается в случае его явки или обнаружения места пребывания. В этом случае суд отменяет решение об объявлении данного гражданина умершим (ст. 46 ГК). Это является основанием для аннулирования записи о безвременной кончины в книге государственной регистрации актов общественного состояния (актовой книге) - ст. 280 ГПК.

Брак гражданина, раньше объявленного умершим, восстанавливается по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак (ст. 26 СК).

Гражданин вне зависимости от времени своей явки в соответствии с п. 2 ст. 46 ГК имеет право потребовать от любого лица возврата сохранившегося собственности, которое безвозмездно перешло к этому лицу после анонсы гражданина умершим (прежде всего это касается наследников), за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему имущество, если доказано, что, приобретая его, они знали, что гражданин, провозглашенный умершим, жив. При невозможности возврата данного собственности в натуре возмещается его стоимость (п. 2 ст. 46 ГК).

От анонсы гражданина умершим необходимо отличать установление в судебном порядке факта безвременной кончины (п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК). Данная необходимость появляется, когда существуют доказательства наступления безвременной кончины лица в конкретное время и при конкретных ситуациях, а орган загса отказывает в регистрации безвременной кончины. В этом случае которые заинтересованы лица могут в любое время обратиться с соответствующим заявлением в суд. Решение суда об установлении факта безвременной кончины является основанием для регистрации безвременной кончины в органах загса.




§ 7. Акты общественного состояния



В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах общественного состояния" акты общественного состояния - действия граждан или события, которые влияют на появление, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также которые характеризуют законодательное состояние граждан. Самые важные из актов общественного состояния подлежат обязательной государственной регистрации. Статья 47 ГК содержит всесторонний совокупность актов общественного состояния, которые подлежат государственной регистрации: появление на свет и смерть; заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение); установление отцовства, перемена имени.

Перечисленные акты общественного состояния регистрируются органами записи актов общественного состояния (загс) с помощью составления надлежащей записи акта общественного состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта общественного состояния.

Запись акта общественного состояния составляется в двух одинаковых экземплярах. Первые экземпляры записей актов (по каждому типу записей актов общественного состояния раздельно), которые составлены в пределах года, собираются в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов общественного состояния (актовую книгу). В данном же порядке собираются в актовую книгу вторые экземпляры записей.

При регистрации актов общественного состояния должны быть представлены документы, которые подтверждают факты, которые подлежат регистрации, а также документы, которые удостоверяют личность заявителя. Актовые записи выступают бесспорными доказательствами удостоверенных ими актов, пока не опровергнуты в судебном порядке.

Исправление и изменение записей актов общественного состояния осуществляются самими органами загса при наличии которые достаточны оснований и отсутствии спора между аффилированными лицами.

При споре между аффилированными лицами либо отказе органа загса в исправлении или изменении записи спор разрешается судом (п. 3 ст. 47 ГК). Аннулирование записей актов общественного состояния и их восстановление осуществляются органом загса на основании решения суда, вынесенного в порядке особого изготовления.