Семья представляет собой значимым звеном социализации ребенка. Ведь именно в семье образуется ядра его характера, ценностные ориентации, нормы поведения и нетворкинга с окружающими.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек чувствует в течение всей своей существования. Именно в семье закладываются ядра нравственности, образуется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и личные качества индивидуума.
Большие социально-экономические и духовно-нравственные сложности нашей существования выступают значительным фактором, который дестабилизирует общепринятые семейные отношения.
Вопросы, которые посвящены недостаткове детско-родительских отношений, рассматривались такими учеными как Л. И. Божович, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным. Все они, приходят к единому мнению, что наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать некоторые задачи, которые связаны с сохранением психического здоровья ребенка.
Несмотря на множествочисленные труды разных авторов по этой тематике в сегодняшнем обществе остро стоит проблема социальной осведомленности детей из неполных семей.











1 Суть понятиеы о неполной семье и их главные проблемы

Тенденции создания сегодняшней семьи выглядят так: дерзкое падение количества заключаемых браков, увеличение числа людей, не старающихся иметь семью, снижение детности семей.
Подробную схему анализа семьи предложил популярный психиатр Е.А. Личко. Его описание семьи включает следующие свойстви и их варианты:
1) Структурный состав:
• полная семья – имеется мама и папа;
• неполная семья – имеется лишь мама или лишь отец;
• искаженная или деформированная семья – наличие отчима взамен отца или мачехи взамен мамы;
2) Функциональные оченьсти:
• гармоничная семья;
• дисгармоничная семья.
Таким образом, неполная семья представляет собой группа ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Неполная семья попредставляет собой по разным предпосылкам, например, рождения ребенка вне брака, уход в небытие одного из родителей, расторжение брака или по причине раздельного проживания родителей.
• В связи с данным различают типы неполной семьи:
• внебрачная;
• осиротевшая;
• разведенная;
• распавшаяся.
Выделяют также отцовскую и мамынскую семьи, которые и составляют подавляющее большинство среди неполных семей. Очень не редко которая встречается причина возникновения неполной семьи в наше время – развод, который, по мнению В.А. Сысенко, представляет собой «стрессовой ситуацией, угрожающей душевному равновесию одного или обоих компаньонов и, очень, детей».
Психологические исследования А.И. Захаровой, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, З. Матейчека говорят о том, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей:
1) более малой школьной успеваемостью;
2) склонностью к невротическим нарушениям;
3) противоправному поведению;
4) проявлениями инфантильности;
5) негативным отношением к родителям;
6) нарушениями поло-ролевого поведения;
7) тягостным ощущением отличия от сверстников;
8) неустойчивой, заниженной самооценкой с насущной нуждаю в ее повышении;
9) неадекватной требовательностью к мамы и высоким желанием изменений ее поведения;
10) активным поиском «значимого взрослого».
По данным Е.О. Смирновой и B.C.Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического создания не хватает:
 вовремяй эмоциональной поддержки и постижения взрослыми своеобразия формирования их характера;
 признания в семье или среди сверстников;
 непосредственности в выражении чувств;
 жизненного тонуса;
 уверенности в себе и решительности в действиях и поступках;
 способности не трудно устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне;
 гибкости и непринужденности в отношениях, компетенции принимать и играть роли.
Психологическая содействие детей и подростков из неполных семей, включая , и с аномалиими в поведении обязана быть направлена, в первую очередь , на восстановление их хорошего психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию по причине проработки психологических сложностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.

2. Особенность воспитания детей в неполных семьях

Семья, где воспитанием детей занимается лишь один родитель, теперь представляет собой наслишь нередким явлением, что психологи и социологи стремятся сторониться термин «неполная семья», заменяя его учтивым «необщепринятая» либо «нестандартная».
Основной проблемой неполной семьи представляет собой то, что ребенок в ней не редко видит лишь одну значение родителя – лишь карающую, либо лишь поощряющую. Таким образом, в неполной семье дети не могут видеть отношений между мужчиной и женщиной, поэтому они вырастают, не имея целостной модели таких отношений. Это обусловлен тем, что в будущий период они станут ощущать сложности в создание своих отношений.
В неполной семье воспитательные возможности ограничены: затруднен контроль и надзор за детьми, а это влечет за собой односторонний характер психического формирования. Односторонний характер психического формирования у детей по многим аспектам связан с отсутствием в семье образцов сексуального поведения взрослого человека, которым в будущий период , возможно, будет подражать. Ведь именно на примере авторитета отца, являющийся образцом для подражания, у мальчиков осуществляется развитие мужской самоидентификации, а у девочек не складывается образ мужчины.
Дети из неполных семей более возбудимы, мягкосердечны, покорны, подавлены, чувствительны, тревожны, но в то же время они менее беспечны. Не редко эти дети способны показывать немалую неудовлетворенность семейной ситуацией.
Для детей из неполных семей особенно значимы вера в лучшее, ярко выражена потребность в общении и взаимодействии с окружающими, ориентированность на труд, а также следование собственным нравственным нормам, в то же время они менее склонны блюсти требования социума, у них слабо выражены ответственность, долженствование, нужность. Дети которые пережили в период детства много событий, которые имели негативную эмоциональную окраску, выше ориентируются на кореших людей, полны решимости думать о прочих даже в урон себе.
Е.О. Смирновой и В.С. Собкина говорят о том, что «детям из неполных семей не хватает: уверенности в себе и решительности в действиях и поступках, способности не трудно устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне, гибкости и непринужденности в отношениях».
В.С.Мухиной считает, что «психологический климат неполной семьи по многим аспектам определяется болезненными волнениями, появившимися по причине отсутствия одного из родителей».
Для того, дабы максимизировать позитивные и свести к минимуму негативное воздействие семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, которые имели воспитательное значение:
 принимать деятельное участие на практике семьи;
 всегда находить время, дабы побеседовать с ребенком;
 интересоваться проблемами ребенка, вникать во все которые возникают в его жизни трудности и помогать развивать собственные компетенции и таланты;
 не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему таким образом независимо принимать решения;
 иметь представление о разных стадиях на практике ребенка;
 уважать право ребенка на собственное мнение;
 уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
 с уважением относиться к стремлению всевозможных остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Рассматривая нюансы детей из неполных семей, можно отметить, что различаются разные, не редко двойственные точки зрения на развитие личности подростков при наличии в семье одного родителя. На практике все аналитики говорят о том, что отсутствие в семье одного из родителей по многим аспектам представляет собой важной причиной отклонений в психическом развитии ребенка и может проявляться в неисполнение слаженного формирования интеллектуальной сферы; уменьшение математических, пространственных, аналитических способностей детей по причине формирования способностей вербальных; менее четкое прохождение процесса половой идентификации мальчиков и девочек; затруднение обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; развитие низкого показателя социальной активности ребенка.
Таким образом, можно осуществить вывод, что в ходе воспитания в неполных семьях в характере ребенка могут формироваться стабильные негативные формы поведения. В соответствии с данным воспитывающему родителю нужно иметь представления о недостатках характера, которые могут возникнуть вследствие использования неправильного стиля воспитания, чтобы вовремя их обнаружить и попытаться исправить.

3. Оченьсти социализации детей из неполных семей

Неполная семья, представляет собой неблагоприятной средой социализации ребенка и выступает институтом гиперсоциализирующего воспитания. Такая ситуация характерна для семей, в которых существуют бабушки или дедушки. В данный атмосфере затрудняется развитие независимости ребенка, он становится безынициативным, неактивным, не которые способны на решительные поступки. Особенно неудовлетворительно данный стиль воспитания отражается на мальчиках.
Негативным явлением социализации в неполной семье выступает затруднение поло-ролевой идентификации ребенка. Так во взрослой жизни, в личной семье человек не всегда сможет показать адекватное поло-ролевое поведение, потому что у него не было соответствующего прототипа в лице отца или матери в период детства .
Существенной проблемой социализации ребенка в неполной семье представляет собой то, что неисполнение семейных отношений и неправильное воспитание выступают факторами психической травматизации ребенка. Утрата возможности постоянно контактировать с одним из родителей воспринимается ребенком как отказ от него, в то же время может зародиться совокупность вины, чувство тревоги и эмоционального неблагополучия. Еще больший ущерб развитию ребенка наносится, если родители после развода не скрывают собственного недоброжелательного отношения друг к другу, втягивают ребенка в орбиту взаимных обвинений.
Не менее сложно протекает развитие ребенка при повторном браке отца или матери. В семьях, где возник отчим/мачеха, у ребенка также прослеживаются разные отклонения в эмоциональной сфере, а также ухудшаются его отношения с матерью/отцом.
Детские реакции на развод родителей могут быть различны, в зависимости от пола, возраста и от определённых факторов, сопровождающие развод. Чем старше ребенок, тем сильнее в нем проявляются приметы пола и тем более серьезными могут быть нарушения поведения. Маленькие дети могут дать постичь о собственном неблагополучии только одним способом – заболеть. Экземы, гастриты, заикание, навязчивые движения – все это очень типичные проявления внутреннего напряжения детей.
Девочки чаще носят волнения по вопросу развода родителей «в себе», и окружающее поведение может у них практически не меняться. Но могут появиться: пониженная работоспособность, чрезмерная утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Лидерские волнения – печаль и обида. Для мальчиков типичны более явные нарушения поведения, которые носят порой явно провокационный характер: воровство, сквернословие, побеги из дома. Лидерские волнения – гнев и агрессивность.
Таким образом, переживания девочек доставляют беспокойство, во-первых , им самим, а проблемы мальчиков оперативно начинают влиять на окружающих.
Нарушения воспитательных процессов и поло-ролевой идентификации ребенка типичны для всевозможных трех типов неполных семей. Что касается проблемы психической травматизации ребенка, то очень остро она стоит в неполных семьях, образовавшихся вследствие развода, чем в овдовевших семьях. Только разведенным семьям характерны проблемы формирования у детей отрицательных образов предстоящего семейного поведения, а также резкой реорганизации общественных и родственных связей.
Содействие и помощь общества в решении социально-педагогических и психологических проблем неполной семьи, образовавшейся вследствие развода, возможны двумя путями влияния: влияния на ребенка и воздействия на родителя, как очень важного субъекта социализации ребенка. По причине изменений, произошедших на практике нашего общества, и нарушения взаимосвязанности «школа-семья», родители, особенно семьи которых относятся к группе риска, выше всего просто не имеют подобающей психолого-педагогической подготовки для развития социализирующего потенциала своей семьи, нуждаются в помощи со стороны общества. По причине вышесказанного, важный фактор благополучной социализации детей в семьях разведенных родителей есть социально-педагогическая помощь, ее организация представляет собой которая необходима и актуальной.
Таким образом, нужно отметить , что подросток, социализирующийся в неполной семье, претерпевает больше социальных, материальных и моральных нужд, что отражается на процессе его социализации.





Заключение

Семья для ребенка представляет собой место рождения и главная среда обитания. Именно в семье ребенок получает исходные знания об окружающем мире. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по собственному характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к родителям. К неполным относятся семьи, которые состоят из матери либо отца с детьми вне зависимости от возраста детей, поэтому группа неполных семей оказывается очень неоднородной. Действуют три главные предпосылки появления неполных семей: развод родителей, внебрачные рождения, уход в небытие одного из родителей.
На текущий момент неполная семья выступает одним из главных социально - демографических типов сегодняшней семьи. Она есть малую группу с частными неполными связями, где отсутствует традиционная система отношений «мать – отец – ребенок». Суть и содержание воспитания подростков в неполных семьях имеют собственные особенности.
Почти все характеристик детей, переживающие развод, воспитываются в неполных семьях и говорят о негативном характере его результатов на личность ребенка.
В процессе воспитания в неполных семьях в характере ребенка могут формироваться стабильные негативные формы поведения. В соответствии с этим воспитывающему родителю нужно иметь представления о недостатках характера, которые могут возникнуть вследствие использования неправильного стиля воспитания, чтобы своевременно их обнаружить и попытаться исправить.