Механизм объединения Руси в XIV и XVI веках продолжался более двухсот лет, пройдя три главных этапа видовирования. На первом этапе (первая половина XIV века) были основаны Тверь и Москва, которые было главными местами притяжений .Тверь к концу XIII века уже стала активно развивающимся княжеством, а Москва, благодаря усилиям московских князей, и прежде всего Ивана I (Калиты), за счет “сверхлояльности” к Орде, сумела получить дополнительные достоинства в борьбе за первенство на Руси. Одно из самых важных преимуществ был перенос резиденции русского митрополита в Москву, что сделало Москву центром церковной власти в Российской федерации.

Все это привело к тому, что основным оглавлением второго этапа стала настойчивая борьба Москвы и Твери, в которой победа осталась за первой. Если на первом этапе успех Москвы был во многом обусловлен поддержкой Орды, то на втором, напротив, именно введение московского князя Дмитрия Донского в которое открыто военное противоборство с татарами обеспечило ему широкую социальную и политическую помощь а, в конечном счете - победу в споре за лидерство. Большое поражение, которое было нанесено татарам в Куликовской битве (1380 г.), закрепило за Москвой статус центра национально-освободительной борьбы по освобождению Руси от ордынской зависимости. Фактически именно это привело к совсемму перемещению объединительного центра в Москву.

При Иване III получилось решить и еще одну значимую задачу — окончательно сломать поползновения Орды на взимание дани с Руси. Популярное “стояние” на р. Угре (1480 г.) знаменовало окончательный переход от оборонительной к наступательной политике в отношении Орды.

Таким образом, к концу XV — началу XVI в. Русь превратилась в единое держава с надлежащей политической структурой, которая, но, мало ,чем отличалась от организации руководства княжеством. Во главе Московского державы стоял “Государь всея Руси”, как стал именовать себя еще Иван III. Он в своей работы опирался на совет бояр, который получил у историков наименование Боярской думы. Усложнение задач государственного руководства привело к возникновения и новых органов — приказов функциональных исполнительных учреждений, ведавших некой отраслью государственных дел (Но, первые приказы еще мало напоминали учреждения, являясь фактически только должностью одного лица). Распределение должностей в системе государственного руководства случалось при помощи, очень, нетипичной организации — местничества — порядка назначения на должность в соответствии со знатностью боярина, которая определялась его сроком службы московскому князю или родовитостью. Управление на местах передавалось в руки бояр-наместников, которые за осуществление собственных обязанностей получали »корм» от граждан (в натуральной и денежной форме). Данная система, которая получила наименование кормления, приводила к серьезным злоупотреблениям со стороны »кормленщиков» и вызывала большие нарекания граждан. Поэтому московские государи хотели ее ограничить. Одним из способов ограничения такого и прочих форм вседозволенности было улучшение организации права. В таких целях при Иване III был разработан новый Судебник (1497 г.), который устанавливает единые юридические нормы ведения судопроизводства для всего Русского державы.

В конце XV — начале XVI вв. закончился механизм складывания единого Российского державы. Начавшись как средство борьбы с ордынской зависимостью, данный механизм поэтапно купил самостоятельное значение, выйдя за рамки национально-освободительного движения. Московское держава сформировалось на очень шатком экономическом основании, в условиях отсутствия серьезных внутренних мотивов к объединению. В популярной степени объединение было преждевременным. Поэтому государству фактически пришлось взять на себя, кроме традиционных функций руководства, и выполнение задачи создания которые необходимы для такого перспектив, стать как бы локомотивом формирования Российской федерации.