Эффективная битва с преступными посягательствами в сфере продажи ГОЗ возможна при верном работе разных элементов предприятия работы отделов ЭБиПК. Значимое место в их числе отводится изучению и оценке условий, в которых такая функционирование осуществляется. Динамика данных условий способна оказать значительное воздействие на эффективность работы оперативников по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере ОПК, а также обеспечению возмещению ущерба, который был причинен указанными правонарушениями. В теории и практике комплекс данных условий именуют «быстрой обстановкой».
Большинство исследователей разглядывают понятие «оперативная обстановка» в виде объекта анализа и оценки среды деятельности отделов ОВД Российской федерации . Нам видится, что текущий подход по многим аспектам оправдан, потому что он помогает выфункционированиеть методологию изучения факторов и условий, в которых работники оперативных отделов решают оперативно-тактические задачи.
Итак, оперативная обстановка есть комплекс регулярно изменяющихся взаимосвязанных и которые взаимодействуют внешних и внутренних условий, которые определяют состояние конфронтации с преступностью на обслуживаемой территории, а также которые характеризуют определенную степень сложности, социальной опасности и которые являются основанием для выработки и принятия которые соответствуют решений руководства . Одним из главных условий работы отделов ЭБиПК по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых при выполнении ГОЗ, представляет собой увеличение показателя компетентности оперативных работников о которая складывается оперативной обстановке на объектах осуществления данного закона.
По мнению профессора Б.Е. Богданова понятие «оперативное наблюдение», под которым сегодня подразумевается «оперативное обслуживание», в начале был использован в нормативных актах Министерства внутренних дел середины 50-х годов. Позже, многими учеными в лице А.Г. Лекаря , А.В. Куликова , Л.Н. Литковского и прочих исследователей вместе с практическими работниками стала выработана единая система взглядов относительно толкования понятия «оперативное обслуживание». В целом оперативное обслуживание включает в себя организацию поступления инвидовации о состоянии оперативной обстановки для конфронтации с преступностью, а работа работников отделов ЭБиПК по использованию данной информации представляет смысл содержания самостоятельных разветвлений незамедлительного обслуживания – оценки, предупреждения и раскрытия преступлений коррупционной направленности.
Интересным представляется работа Н.А. Телицина, где детально изучаются исторические основы формировании термины «незамедлительного обслуживания объектов и линий работы в работы оперативных отделов органов внутренних дел». Автор приходит к выводу, что под таковым необходимо понимать «самостоятельное организационно-управленческое направление работы оперативных подразделений, которое обеспечивает поступление информации о состоянии оперативной обстановки, мониторинг ее текущего состояния, выработку решений руководства с целью предприятия их работы в границах квалифицированной компетенции» .
Резюмируя, предположим, что оперативное обслуживание есть систему оперативно – розыскных и иных мероприятий, которые осуществляются подразделениями ЭБиПК, которые направлены на получение информации о состоянии оперативной обстановки для своевременного реагирования на ее изменение, распознавания признаков тайных, с элементами маскировки, и прочих преступлений (у нас ) финансовой направленности, а также определения и ликвидации причин и условий, им способствующих, предотвращения, пресечения и раскрытия незаконных поступков (безпоступков) .
Рассматривая вопрос об нюансах параметры оперативной обстановки на объектах (линиях), нужно отметить , что оперативное обслуживание включает в себя 3 главных элемента, исследование которых непременно при ведении качественного и оптимального обслуживания. Итак, оперативное обслуживание заключается из 3 элементов:
1. Характеристика условий внешней среды, обуславливающих вероятность и интенсивность совершения некоторых типов преступлений. Определение информации относительно обслуживаемой территории осуществляется для выработки и определения направления поисково-познавательной и процессуальной функции субъектов раскрытия и расследования правонарушения . При данном важную значимость приобретают сведения о социально-финансовых, демографических, географических, климатических и т.п. условиях, потому что они напрямую обуславливают механизм, способ совершения преступлений финансовой направленности, а также круг лиц, могущих осуществить данные незаконные деяния. Кроме того, большое внимание нужно уделить тем функциям, которые уполномоченное должностное лицо, конкретно сотрудник предприятия, которая выполняет ГОЗ, отражены в соответствии должностному регламенту, так как в основном , в зависимости от их полномочий находится в зависимости сфера коммерческой работы , в которой осуществляется незаконное деяние.
2. Характеристика криминальной обстановки. Эту категорию составляют такие факторы, как типичные административные преступления в изучаемой сфере, например, неисполнение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного с целью осуществления государственного оборонного заказа (ст. 14.55 КоАП РФ), неисполнение требований о ведении раздельного учета результатов финансово-коммерческой работы (15.37 КоАП РФ), Процесса (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, приводящие или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (14.55.2 КоАП РФ), совокупность характерных нарушений, выявляемых различными контролирующими органами, а также очень известные условия, способствующие совершению преступлений изучаемой направленности.
3. Характеристика сил и средств, которые может использовать оперативный сотрудник при противодействии криминальным посягательствам в сфере осуществления ГОЗ. Для данного требуется организация получения своевременной, достаточной и достоверной информации, поданному нужно подчеркнуть значимость негласного аппарата, имеющегося в распоряжении незамедлительного сотрудника. Для оптимального и регулярного получения информации в пределах незамедлительного обслуживания, сотрудник обязан эффективно делать подбор кандидатов на секретное сотрудничество, учитывая в то же время степень и статус данного лица, а также его отрасль деятельности, после чего определить оптимальную расстановку негласных работников на объектах незамедлительного обслуживания с учетом их видов и специфики объектов. В процессе незамедлительного обслуживания и последующего определения, документирования противоправной деятельности влиятельных должностных лиц необходимо использование особых технических средств, особых типов транспортных средств, иной техники, которая позволяет задокументировать правонарушение коррупционной направленности.
Говоря о первом элементе направления незамедлительного обслуживания, особо внимание необходимо уделить которые получены этим из научного труда С.А. Арефьева, затронувшего на основании изученных материалов следственно-судебной практики в Нижегородской области недостатковные вопросы системы криминальной деятельности в оборонно-промышленном комплексе .
Учитывая место написание подлинной работы, актуально говорить о региональных нюансах незамедлительного обслуживания субъекта РФ автора работы. Нижегородская область представляет собой регионом, в котором преобладает диверсифицированная экономика. С мнения научного интереса к снижению влияния криминальной активности в сфере ГОЗ, можно отметить, что такие которые открыты акционерные общества «Акрилат», «Синтез», дислоцирующиеся в нижегородском субъекте и выступают в данной сфере «единственными поставщиками».
При данном сегодня более 60 организаций, компаний и учреждений всевозможных оборонных сегментов приводят свою финансовую работа в Нижегородской области. Менее половины, вблизи 40% исполнителей государственного оборонного заказа зарегистрированы в виде головных программистов и производителей для обеспечения потребностей Министерства обороны Российской Федерации и прочих силовых структур. Всего при исполнении ГОЗ на предприятиях Нижегородской области в виде контрагентов и поставщиков разного оборудования задействовано вблизи 1800 юридических лиц.
Проблема выявления преступления в сфере ГОЗ представляет собой актуальной, не лишь в связи с геополитическими реалиями и осуществлением военных поступков нашим государством сегодня , но в связи с тем, что согласованный объем государственной программы вооружений на 2018—2025 годы представляет 19 трлн рублей. Кроме этого, во множества криминологических исследований финансовой преступности, которые затрагивают ее состояние и структура, детерминанты, меры предупреждения и другие аспекты, сфера ОПК занимает лидерские места .
В данной связи, в доктрине, многими учеными в сфере криминального цикла, предлагаются разные методы, которые направлены на определение и предупреждения преступных деяний. В.А. Прокошин заявляет о целесообразности использования камерально-правового анализа профилактики характерных типов экономических преступлений. Данный метод включает в себя:
- определение очень криминогенных сфер управления ;
- получение реальной параметры индивидуума преступников;
- определение соотношения статистических и фактических показателей ущерба, причиняемого преступлениями;
- составление профилактического прогноза относительно динамики таких деяний .
При этом говоря о криминальных деяниях в сфере ГОЗ, представляется, что сложность обнаружения преступного механизма состоит в том , что ценообразование проекта предварительно закладываются средства, которые предназначены для возможных хищений или коррупционных действий в будущий период .
Еще одним методом, которые способны стать методом для получения оперативно-значимой информации таким образом анализ уголовных дел прошлых лет, бывшие прекращены в связи с отсутствием состава преступления.
Изучив научную литературу, также материалы следственно-судебной практики в сфере ОПК, мы выделили общие параметры преступности в данной области:
1) высокая латентность преступлений;
2) замаскированность форм хищения: мошенничество, присвоение или растрата;
3) криминальная работа осуществляется специальными субъектами – служебными лицами и лицами, выполняющими управленческие функции в хозяйственных организациях;
4) криминологические параметры субъектов: отсутствие судимости, большой уровень образования и квалифицированных навыков.
С.А. Арефьев правильно отмечает особенность оперативной работы в сфере ОПК , которая связана со следующими особенностями: а) особый характер режима секретности, который основан на предписаниях статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» и адаптированных в ведомственных нормативных правовых актах; б) которое усилено контрразведывательное обеспечение объектов ОПК в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» .
Одной из проблем оперативного обслуживания в сфере продажи государственного оборонного заказа представляет собой невозможность получения подразделениями ЭБиПК данных, которые включают сведения о содержании и результатах осуществления целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере ОПК, об объемах, планах (заданиях) ГОЗ, о связях оборонных организаций по кооперации и об иных соседних вопросах, потому что последние, в соответствии закону Российской Федерации «О государственной тайне», выступают таковыми.
Одним из решений указанной проблемы видится автору во внесении дополнения в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в сегменты расширения полномочий органов, которые осуществляют в пределах Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, наделив последних правом на основании судебного решения изымать которые находятся в распоряжении предприятий ОПК предметы и документы, которые составляют государственную и другую охраняемую федеральным законом тайну .
В заключении хотелось бы краткий итог который проведён анализа по изучению оперативной обстановки в сфере ГОЗ. Проанализировав нюансы организации работы по данному направлению, оперативный сотрудник сможет спланировать потенциальное развитие криминальной ситуации, что позволит осуществить правильные решения руководства при выявлении преступлений в сфере ГОЗ. В этой связи, предлагаем перейти к следующему этапу противодействия противоправным деяниям рассматриваемой категории, а именно к вопросам выявления исследуемых незаконных фактов.