Преподавательское знание относится к числу очень древних. Оно зародилось совместно с человеческим обществом, когда возникла нужда переводить новым поколениям с трудом добываемый эксперимент выживания. Преподавательские знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях. Далее поэтапно сформировались традиции, предания, обычаи, которые отражали эксперимент, который необходим для трансляции молодежи. Столетиями механизм трансляции эксперимента протекал "сам собой", не нуждаясь в намеренном изучении.

Так длилось до тех пор, пока который накоплен человечеством опыт стал настолько велик, что его очутилось невероятным изучить в ходе естественного жизни. И хотя нельзя определить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с такого исторического момента возникает преподавательская работа как особенная сфера социальной работы человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.

Конечно, в первобытном обществе не существовало школ в обычном осмыслении. Просто взрослые, старшие стали специально обучать младших, передавая им собственные знания и компетенции. Тем не менее, это стало главным этапом, который определил возникновение совершенно нового для человечества социального явления: педагогического процесса.

Развитие педагогического процесса осуществляется в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Множественные источники говорят об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней Греции вопросы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучающего взаимодействие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в работы Сократа, в сочинениях Платона и Аристотеля.

Преподавательская практика и преподавательская мысль продолжают развиваться и дальше, но до XVII в. преподавательское знание как и прежде входит в структура философии. Как важную науку педагогику в начале выделил из организации философских информации Фрэнсис Бэкон, а основателем научной педагогики считается Ян Амос Коменский, который сформулировал первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).