Русская философия стала первой наукой, подвергшейся идейным репрессиям после Великой Октябрьской Социалистической революции. Философские общества были распущены, журналы и публикации закрыты. Некоторые деятели культуры и науки были изгнаны из государства. Эта участь познала и Н.О.Лосского.

С именем Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965г.) связана одна из самых продолжительных и ярких глав в истории русской философии. Имя его широко известно за пределами Российской федерации. Философские труды Лосского переведены на английский, французский, немецкий языки. Интервал его интереса очень широк: гносеология, онтология, логика, история философии, философия религии, социальная философия, эстетика.

Н.О.Лосским свидовирована грандиозная метафизическая концепция – интуитивизм. В соответствии этому учению, ''всякое знание имеется напрямуюе наблюдение (чутье) дисциплины моим Я, введение дисциплины в кругозор моего сознания в подлиннике '' (Н.О.Лосский. Умозрение как метод философии. Л.4.стр.143.)

Глубоко продуманное и доказанное гносеологическое учение привлекло внимание отечественных и зарубежных критиков. Задумки которые высказаны Н. О Лосским в его труде ''Обоснование интуитивизма. Пропедевтическая теория знания'', - были подхвачены рядом русских философов, отмечавших свежий авторский взор, оригинальность его произведения.

Характерна его точка зрения на представление об учении о материи в системе органического мировоззрения. В его представлении мир имеется органическое целое: '' Все элементы мира некоторою своею стороною сращены кореш с ином, и поэтому познающее Я может наблюдать напрямую не лишь собственные индивидуальные волнения, но и заглядывать так же прямо в недра чужого существования''. (стр. 143. Л.4.) тем самым законы материальной природы условны в намного большей степени, чум представляет себе физик или естество- испытатель.

Любой исследователь физических механизмов знает, что формула всякого частного закона содержит множество условий, ограничивающих применимость зтой формулы. Но имея дело всегда лишь с материей он считает, что все зти ограничения и условия должны быть лишь физическими. Мало того, анализируя какой – либо процесс, развивая свою идею от частного к всеобщему, ( к примеру закон сохранения вещества, закон сохранения энергии) физик, который склонен к материализму полагает, что никаких ограничений вносить не нужно. Н. Лосский разъясняет это тем, что человек имеется прежде всего практический деятель, он в основном занят борьбой за сосуществование и поэтому ''эволюция всевозможных наших предков и собственные наши интересы выработали в нас способность сосредотачивать внимание в основном на чувственно этой среде, на действительном пространственно – временном бытии и опознавать его''. (Л.4. стр.145. Материя в системе органического миропонимания)

Так как опознание какого – либо отношения между вещами, (установление закономерностей, соотношение физических размеров) стоит на высоком интеллектуальном уровне, благодаря этому возможно развитие математики, физики, прочих точных наук. По другому обстоит дело, если изложить себе что материя не единственный вид существования в природе. Если материя имеется '' нечто производное, которое обусловлено деятельностью высших начал, субстанций'', то тогда возможны условия при которых может произойти уничтожение материальной частицы.

В соответствии Н. Лосскому, за любой элементарной частицей, телом, организмом, сложной системой, явлением стоят определённые уникальные и свободные субстанциональные деятели, которые творят всё разнообразие мира и которые олицетворяют собой бытие. Мир заключается из сверхвременных и сверх пространственных субстанциональных деятелей. Каждый из них имеется человек неповторимый и незаменимый.

Н. Лосский подчёркивает, что субстанциональный деятель это существо, а не абстрактная идея. Субстанционный деятель (к примеру, Я человека, т. е. Его душа ''имеется нечто сверхвременное, сверхпространственное. Поэтому появляется не изоляция субстанционального деятеля от пространственно–временных вещей, а как раз напротив, вероятность вступать с ним в очень всевозможные отношения, обуславливающие намного более высокую связанность существования, чем та, которая созпредоставляется целостностьм пространства и времени''. ( Л.4. стр.147.)

Развивая свою концепцию интуитивизма Н.Лосский хотел продемонстрировать, что весь мир это не бессутьенный круговорот атомов, невнятно с какой целью притягивающихся или отталкивающихся под действием непогрешимых физических законов. Но разумность с какой создан мир, на слишь контрастирует с кажущейся суетливостью её элементов, что по не воле даёт повод и предположения о вмешательстве более могущественных сил.

Н. Лосский различает три вида существования.

-- Реальное бытие: - это то , что дано нам в форме времени и пространства.

Появляется лишь на базе идеального существования.

-- Безупречное бытие: - это всё то, что не имеет ни пространственного, ни

временного характера. Безупречное бытие включает содержание общих понятий ( связь между качеством и его носителем, число, единство, множество).

Безупречное бытие, по Н. Лосскому, это объект интеллектуальной интуиции

(умозрения). Оно созерцается непосредственно так, как оно имеется в самом

себе.

---Металогическое бытие: - это бытие, которое выходит за пределы законов тождества, противоречия и исключённого третьего. (объект мистической интуиции).

В соответствии Н. Лосскому, познавательный эксперимент осуществляется субстанциональным деятелем. Данным понятием он обозначает сверхвременное сверхпространственное – человеческое Я. Субстанциональные деятели творят не только познавательные акты, но и все сосуществования, все факторы, все реальное бытие. Будучи сверхвременным, субстанциональный деятель производит целенаправленные процесса, кроме того процесса притяжения и отталкивания которые образуют его материальную телестность, структураляют очень простой тип форм проявления поступков деятеля.

Н. Лосский считает относительным делением всевозможных природных процессов на физические и психические. Он приписывает природе свойства, родственные психики человека, с присущими ей волевыми стремлениями и их реализацией. На низших этапах формирования они выступают психоидными, бесзознательными стремлениями, стараниями. На высшей этапы формирования они представляют собой психические факторы и усилия, которые связаны с идеями прошедшего и предстоящего, эмоциональным переживанием ценностей. Психический и психоидный факторы это не пассивная надстройка над материальными процессами, а “существенное условие материальных процессов возможного бытия: они его направляют т.е. идентифицирует его направление, состав, смысл и цель”. (Л.5. стр301)

В заключение можно сказать, что теория интуитивизма (теория познания), которая создана Н. Лосским, утверждает наибольшую близость знания к познаваемому предмету. По Н. Лосскому, - центральный элемент мира – мистически познаваемая личность, как сверх временной субъект творчества. Познание начинается, когда на объект направляется серия целевых актов (сознание, внимание и т.п.). В зависимости от характера объекта он познается различными видами интуиций: интелектуальной, чувственной или мистической. В сознании человека имеется не образ дисциплины, а сам предмет в подлиннике. В собственных произведениях Н. О. Лосский утверждал самобытность русской философии, её религиозность.