Из рассмотрения философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходятся в расчете того, что представляет собой внешняя нас действительность. У Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как фикция, как искаженное отражение подлинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально которое существует целостность формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают важную, ведущую значение не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям – идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же очень важная значение приписывается мировому разуму – всевышнему (Платон), высшей форме (Аристотель), что предоставляет еще одно основание для параметры таких теорий как объективно-идеалистических. Противоречие Аристотеля с Платоном наблюдается также в вопросе о имущества. В данном споре Аристотель – адепт собственной имущества, а Платон – её противник. Аристотель считает, что безупречный способ пользования собственностью — это тот, который сочетает в себе организации совокупной и частной имущества. «Собственность обязана быть совокупной только в относительном смысле, в абсолютном же она обязана быть частной». Мудрец утверждает, что, когда собственность будет поделена между людьми, среди них скроются взаимные претензии и неодобрение.
Таким образом, в заключение можно отметить, что Аристотель критично относился в платоновской теории идей и напряжённый пафос своей позиции он выразил, прежде всего, в учении о чувственной субстанции. Аристотель думал, что если задумки радикально отделены от мира вещей, как это было у Платона, то они не могут быть ни причинами их жизни, ни основанием для их постижения. Аристотель возвращает форму в чувственный мир, как начало последнего. Теория синтеза материи и формы стала, таким образом, альтернативным вариантом мира идей Платона. Но, это не значит отрицания сверхчувственного мира. Это просто понижение статуса идей, утверждение, что задумки имеется не более чем обрамление чувственного.