Эссе на тематику: Понятие права и теории происхождения права
Текущий вопрос представляет собой базовым, неизбежным, одной из первых ступней изучения юриспруденции. В полной мере уяснив суть права, мы можем исследовать законодательство, понимать политику державы, а, основное, это послужит отправным началом изучения собственныех прав и их защиты. Вопрос: «Что имеется право?» давно беспокоит умы философов, ученых, правоведов и др. В связи с данным в разные периоды времени складывались собственные объяснения термины права, его сущности, а также выдвигались теории его происхождения. Цель такого рассуждения – определение термины права, а также анализ главных теорий происхождения права.
Перед определением, «что имеется право», обратимся к сущности права. Так, к сущности права можно представить которые соответствуют методы:
1. Классовый подход.
Текущий подход представляет собой хронологически первым подходом, в рамках которого под правом подразумевается система гарантированных державам юридических норм, с помощью которых выражается которая возведена в закон государственная воля экономически доминирующего класса. (К.Маркс). Право здесь используется достаточно в узких целях, как средство для обеспечения в первую очередь интересов правящей группы.
2. Общесоциальный подход.
В соответствии с данным подходом право разглядывается как выражение взаимопонимания между группами, классами, разными социальными слоями общества. (Р.Иеринг, Г.Кельзен). В данном контексте право применяется более широко — как средство закрепления и обеспечения прав гражданина и человека, демократии, финансовой свободы, политического плюрализма и т. п.
Стоит отметить, что кроме которые указаны, главными различают и иные (этнический, религиозный, расовый и другие) методы к сущности права, в рамках которых конкретные интересы станут преобладать в подлегальных актах и законах, судебной практике правовых обычаях.
Таким образом, суть права представляет собой многоплановой. Она не сводится лишь к общесоциальным и классовым началам. Поэтому в зависимости от исторических условий в ней на первый план может выступать любое из вышекоторые указаны начал.
Само понятие «право», необходимо рассмотреть в двух смыслах: объективном и субъективном.
Право в объективном смысле представляет собой законами такого промежутка времени в данной стране; в субъективном же смысле право представляет собой теми конкретными возможностями, правами, требованиями, притязаниями, законными интересами, а также обязанностями, которые повыступают на основании и в пределах такого законодательства на стороне соучастников юридических отношений.
В объективном смысле под правом подразумевается система юридических норм, которые выражены (объективированы) в которые соответствуют нормативных актах державы (Конституциях, указах, законах, кодексах), не зависящих от любого отдельного индивида; в субъективном смысле под правом подразумевается система наличных свобод и прав субъектов, их конкретные правомочия, которые вытекают из указанных выше актов или которые принадлежат им от рождения и которые зависят в популярных пределах от их сознания и воли, в нюансы в процессе использования.
Термины права в субъективном и объективном смысле абсолютно нужны в правовой науке и практике, так как они призваны делать самые важные аналитические, текущие, познавательные, социальнорегулятивные и прикладные функции.
Итак, право представляет собой совокупностью исходящих от державы общеобязательных, официально конкретных норм, которые выражают задумки справедливости, свободы, морали, гуманизма, прав человека и призваны осуществлять регулирование поведения людей и их коллективов с целью стабильного деятельности и формирования общества.
В каждую историческую эпоху властвовали свои взоры о понятии и о происхождении права. Выделим более подробно главные из них:
1. Патриархальная теория
Ее приверженцы полагают, что держава – это закономерное прообязание патриархальной семьи. Власть правителя государства аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены огромный семьи, главой которой и представляет собой владыка. Которые издаются им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это нужно для обеспечения стабильности и порядка в государстве. (Аристотель).
2.Теологическая теория
Это одна из старейших теорий, в которой дается попытка объяснить, как началось право. Она подразумевает, что право было даровано человечеству Богом. Ее приверженцы придерживаются отзывы, что действуют высший божественный закон и которое основано на нем непринужденное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать. Сторонником данной теории был который жил в XII-XIII веках Фома Аквинский. Но эта теория стала сформирована задолго до него в обществах с иными религиозными взглядами. К примеру, в Древнем Египте в эпоху царствования фараонов обязательность осуществления правовых норм объяснялась тем, что власть правителям стала дана богами, и законы принимаются в соответствии их воле.
3. Естественно-правовая теория
Ее сторонники противопоставляют законы, устанавливаемые державам, естественному праву. Концепция естественного права означает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами. Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные системы ни у кого не имеет право их отнимать. Непринужденные права ставятся выше законов. (Б.Спиноза, Ж.Ж.Руссо, Дж.Локк).
4.Историческая теория
Это одна из первых теорий о происхождении права, которая стала рассматривать действительно которые происходят факторы, в итоге которых оно началось. Ее автором представляет собой немецкий юрист и историк Савиньи (через определенное время после ее создания он стал министром юстиции прусского короля). По мнению Савиньи, законодателей создателями права считать недопустимо. Оно складывается самопроизвольно и представляет собой следствием формирования народного духа. Появление на свет права Савиньи сравнил с появлением языка. Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны почувствовать его смысл и выразить ее в юридических формулировках. Далее эти тезисы законодатель должен вынудить работать, а для этого их нужно включить в общеобязательные нормативные акты. Появление державы Савиньи также объяснял результатом формирования народного духа. Историческая теория содержит правильное утверждение, в соответствии которому государство и право повыступают как закономерный результат формирования человеческой цивилизации.
5. Марксистская теория
Ее авторами выступают К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она стала принята В. Лениным и его последователями. В соответствии с этой теорией право попредставляет собой в то же время с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной имущества, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами. В данном обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для улаживания общественных отношений. При этом властвующий класс использует юридические нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство. Значительным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения. Данная связь, несомненно, имела место в реальности, но стала не столь всеохватывающей. Кроме этого, сторонники теории были уверены, что право не может функционировать без особого аппарата принуждения. Ему приписывались репрессивные и карательные функции. Другие же факторы учитывались в недостаточной степени.
6.Психологическая теория
В соответствии ее положениям человек, нуждается в праве потому, что так легче контролировать внутренние волнения. Приверженцы теории уверены, что каждый народ обладает собственным интуитивным правом. Оно формируется в течение множества веков и не находится в зависимости от внешних влияний. Правовая система определенного народа определяется его правосознанием и законодательной культурой. Данный точки зрения придерживались З. Фрейд и Л. Петражицкий.
7. Социологическая теория
Она провозглашает, что источниками права выступают не законы, а жизнь некоторых людей и общества в целом. Законы могут лишь фиксировать которые приняты нормы поведения. Важно не столько само право, сколько его реализация. Судебные решения по конкретным делам (прецеденты) ставились выше нормативных актов. Недостатками данного подхода являются трудность в разграничении законных и незаконных поступков, а также игнорирование законодательной базой. Эти взоры разделяли Эрлих и Муромцев.
8.Нормативистская теория
Источником права считается воля державы, которая зафиксирована в нормативном акте. Ее исполнение обеспечивается государственными мерами принуждения. Правовая система обязана иметь иерархическую структуру в виде пирамиды, вершиной которой является «основная норма». Низшие нормы (договора, решения судов) законны только в случае соответствия высшим. Сильными сторонами теории являются нормативный подход, иерархичность законодательной организации, нацеленность на обеспечение легитимности. Но она гиперболизирует воздействие державы и не рассматривает содержательную часть права (которая определяет права и свободы человека). Представители нормативисткой теории: Кельзен, Новгородцев, Штаммлер.
Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что каждая из рассмотренных теорий стала актуальна в свое время и соответствовала уровню формирования цивилизации в определенную эпоху. Некоторые теории верно отражают отдельные основы появления права, но не учитывают иные важные ситуации.